English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

К ЮБИЛЕЮ МИССИИ
Память святителя Феофана Затворника

Свт. Феофан Затворник

23 января, в день памяти свт. Феофана, Затворника Вышенского, в домовом храме Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в честь святой мученицы царицы Александры Начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов) совершил молебен святителю, по окончании которого обратился к клирикам РДМ и сестрам Горненского монастыря, несущим послушание в Миссии, с поздравительным словом.

Архимандрит Александр отметил в своем слове, что свт. Феофан оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества, а важность сочинений святителя как указания пути ко спасению трудно переоценить. Имя этого святого имеет особое значение для Русской Духовной Миссии, поскольку он был одним из четырех ее членов, которые первыми были направлены для служения в Святую Землю.

В 1847 году иеромонах Феофан (Говоров), бакалавр Санкт-Петербургской духовной академии, прибыл в Иерусалим вместе с начальником только что созданной Духовной Миссии архимандритом Порфирием (Успенским).

Сначала члены Миссии нашли пристанище в греческом монастыре при Гробе Господнем – Святогробской обители, затем Иерусалимская Патриархия выделила для них помещения в Архангельском монастыре. Жизнь первых подвижников Миссии была нелегкой в бытовом отношении и требовала большой самоотверженности. В задачи Миссии входило установление контактов с греческим и арабским духовенством Святой Земли, совершение богослужений как на церковнославянском, так и на греческом языке, в том числе на Гробе Господнем, духовное окормление и поддержка прибывающих в Иерусалим русских паломников. Во всех этих трудах будущий святитель принимал самое деятельное участие.

По прибытии в Иерусалим иеромонах Феофан (Говоров) начал заниматься изучением новогреческого языка ― как книжного, так и разговорного. В Иерусалиме он приобрел знания в еврейском и арабском языках, а во время путешествий по Палестине продолжал изучать разговорный арабский язык. Необходимость заставила его учить французский язык, так как это был язык всех официальных и письменных международных сношений. Также у наемных учителей будущий святитель брал уроки немецкого и итальянского языков.

Кроме этих трудов, в Святой Земле иеромонах Феофан начал серьезно заниматься живописью, иконописью. В Отчете о занятиях Духовной Миссии в Иерусалиме за 1850 год архимандрит Порфирий пишет о том, что иеромонах Феофан «хорошо написал весьма большую икону Распятия Христова для Архангельского монастыря и образ Саввы Освященного в человеческий рост для обители сего угодника Божия».

Но главным занятием будущего святителя в Иерусалиме стало то, к чему его издавна влекло сердце: исследование аскетических творений православных писателей по малоизвестным изданиям и особенно по древнейшим рукописям библиотек Иерусалима и Лавры прп. Саввы Освященного. Он занимался переводами творений святых отцов, «Добротолюбия», а также иных греческих текстов, имеющих важное значение для нравственного учения и истории Восточной Церкви. Во время поездки членов Русской Духовной Миссии на Синай, в монастырь св. Екатерины, он участвовал в составлении каталога рукописей этого уникального хранилища древнехристианских памятников. Во время путешествия по Палестине будущий святитель пополнял свой сборник аскетических творений выписками из синайских рукописей, которые по возвращении в Иерусалим переводил на русский язык.

Иеромонах Феофан не отличался крепким здоровьем, а ученая и административная нагрузка не оставляла времени и сил на многие церковные обязанности, например, на исполнение треб, на исповедь паломников, все чаще прибегавших за советом и утешением в Русскую Духовную Миссию. По причине ухудшения здоровья архимандрита Порфирия, иеромонаху Феофану приходилось часто заменять его, исполняя церковно-административные обязанности, но по своему духовному устроению будущий святитель не был расположен к такой работе. Уже к концу 1848 года он начинает тяготиться внешней деятельностью, хотя высказывает эти сокровенные мысли немногим, продолжая ответственно нести все возложенные на него послушания.

Святитель Феофан подвизался на Святой Земле шесть лет. В мае 1854 года, с началом Крымской войны, члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. 14 апреля 1854 года за свои труды в Миссии иеромонах Феофан возведен в сан архимандрита с присвоением ему степени настоятеля третьеклассного монастыря.

Как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение общества своими многочисленными творениями, в 1988 году он был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000‑летию Крещения Руси.

ин. Магдалина, ин. Екатерина / Пресс-служба Русской Духовной Миссии

23 января 2017