English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

К ЮБИЛЕЮ МИССИИ
Место архимандрита Антонина (Капустина) в 170-летней истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

<font color="#800000">К ЮБИЛЕЮ МИССИИ </font><br>Место архимандрита Антонина (Капустина) в 170-летней истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

В первом номере за 2017 год журнала Киевских духовных школ «Академический Летописец» увидела свет статья студентов 4 класса КДС Василия Шафара и Дмитрия Щербана «Место архимандрита Антонина (Капустина) в 170-летней истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Мы приводим некоторые выдержки из этой статьи, полностью же ознакомиться с текстом публикации можно на страницах журнала.

* * *

Со времени крещения Руси, верующие русские люди проявляли особый интерес к Святой Земле и принимали живое участие в ее судьбе. Неудивительно, что вскоре после крещения Руси — первым русским митрополитом в 988 году стал святитель Михаил Сирин (то есть сириец). Также одним из первых посольств, согласно Никоновской летописи, было направлено посольство князем Владимиром именно в Иерусалим. Столетием позже, сразу после освобождения Святой Земли крестоносцами, мы встречаем здесь игумена Даниила, который со своей иноческой дружиной исходил в 1106-1107 годах Палестину, затеплил лампаду у Гроба Господня «от имени всех князей русских» и первым из наших соотечественников описал в своем замечательном «Хождении» среди прочих виденных чудес и достопримечательностей таинство схождения Благодатного Огня в Великую Субботу.

Святая Земля не чужда русскому человеку. Культура народов Руси исконно связана с древним наследием Палестины и Ближнего Востока. Вслед за Крещением Руси, когда славянская душа после долгой языческой дремы только-только пробуждалась к христианской жизни, вошли в нее впервые и навсегда, вместе с Евангелием, далекие и с детства всем нам близкие слова и названия: Земля Обетованная, Иерусалим, Вифлеем.

Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви впервые возник в XIX веке в связи с трудностями, которые испытывали паломники из Руси. Его поднял настоятель московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений. Он писал Императору Александру I в 1816 г.: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде, и в самом убежище, как поклонники русские». Русские паломники в Палестине тогда были лишены политического покровительства, нравственного руководства, возможности молиться на родном языке и нормального бытового обслуживания, несмотря на значительность их расходов на паломничество.

Свою историю представительство Русской Православной Церкви на Святой земле ведет с 11 февраля 1847 года, когда резолюцией «Быть по сему», император Николай I утвердил предложение о создании миссии. Год спустя ее первый состав во главе с архимандритом Порфирием (Успенским) прибыл в Иерусалим. Архимандрит Порфирий (впоследствии епископ) — человек, имевший опыт пребывания и служения на Востоке, а также человек благодатной духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник.

«Здесь не было никого в то время из российской официальной власти, и представитель церкви заменил консульско-дипломатическое представительство», — сказал об отце Порфирии нынешний начальник миссии архимандрит Александр (Елисов).

Читайте полный текст 
в журнале «Академический Летописец», №1, 2017 г., стр. 29-31

26 июня 2017