English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

К ЮБИЛЕЮ МИССИИ
Русская Духовная Миссия приняла участие во всероссийской конференции, посвященной архимандриту Антонину (Капустину)

<font color="#800000">К ЮБИЛЕЮ МИССИИ </font><br>Русская Духовная Миссия приняла участие во всероссийской конференции, посвященной архимандриту Антонину (Капустину)

12 и 13 мая в Екатеринбургской духовной семинарии прошла Всероссийская научно-богословская конференция, посвященная 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) и 135-летию Императорского Православного Палестинского Общества.

Организаторы конференции: Екатеринбургская митрополия, Екатеринбургское отделение Императорского Православного Палестинского Общества, Екатеринбургская духовная семинария и Миссионерский институт.

По благословению Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова) в работе конференции принял участие член РДМ игумен Леонтий (Козлов), который обратился к слушателям с приветственным словом:

Ваши Высокопреосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, все высокое собрание!

Будучи действительным членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, рад приветствовать от лица ее Начальника архимандрита Александра и нынешнего состава Миссии всех собравшихся ныне, в двухсотлетнюю годовщину со дня рождения архим. Антонина (Капустина), недалеко от места его рождения, чтобы почтить память и отметить заслуги этого нашего выдающегося соотечественника.

Нас поражает широта и многогранность интересов, богатство талантов, которыми был одарен этот удивительный человек. Одновременно он предстает перед нами как ревностный священнослужитель и пламенный проповедник слова Божия, знаток языков древних и новых, дипломат и обаятельный собеседник, опытный организатор и успешный строитель, ученый муж и ценитель древностей: археолог, византист, архивист, нумизмат и, в то же время, астроном, публицист, гимнограф, поэт, живописец и так далее. Соответственно, и наследие его весьма обширно и разнопланово: наследие научное, литературное, творческое, вплоть до реальных собраний рукописей, книг, археологических находок и ценных подарков. Но самым главным служением его жизни, по грандиозным плодам которого потомки и обратили внимание на прочие его добродетели, было служение Русской Церкви и ее чадам на Святой Земле в качестве Начальника Русской Духовной Миссии, создание Русской Палестины через приобретение участков и устроение на них приютов для русских паломников. По аналогии с т.наз. «Антониновским золотым веком» в Римской империи, когда там царили мир и справедливость, а наука и искусство процветали, «Антониновская» эпоха Русской Духовной Миссии - это время ее расцвета, территориального расширения, строительства, укрепления ее авторитета, закладки будущего величия и нынешнего благополучия.

Поэтому из всех институтов и обществ – наследников архимандрита Антонина, широко представленных в этом зале, – именно Русская Духовная Миссия в Иерусалиме является самым прямым и счастливым благополучателем его многотрудной и многоплодной деятельности. Благодаря его неустанным трудам по собиранию земель в Палестине, продолженных, хотя и не так успешно, его преемниками на должности начальника, к 1914 г. Русская Духовная Миссия обладала участками общей площадью более 100 гектар, что примерно в пять раз превышало суммарную площадь участков в собственности Императорского Православного Палестинского Общества, обладавшего значительно большими возможностями и средствами. Причем сам о. Антонин, в отличие от продолжателей его дела, приобретал земли в более стесненных условиях – как из-за ограничений турецкого законодательства, так и из-за противодействия тех, кто его не понимал в высшем руководстве, и приобрел наиболее ценные и значимые в религиозном и археологическом отношении участки – Мамврийский дуб в Хевроне, Горненскую обитель, вершину горы Елеон, подворья в Яффе, Тиверии и Иерихоне. Делать это приходилось без юридической и материальной помощи Российских властей, на деньги частных благотворителей, которых убеждало его горение за идею.  Эта деятельность русского архимандрита не нравилась турецким властям из-за расширения христианского влияния, мешала представителям иных христианских конфессий, для которых он был прямым конкурентом в приобретении участков в Палестине и буквально "из-под носа уводил" самые значимые святыни. Она раздражала греков, которые часто воспринимали его действия как враждебные по отношению к Иерусалимской Патриархии, направленные якобы на то, чтобы изгнать греческую иерархию или отобрать у нее мощный источник доходов от русских паломников. И везде отец Антонин помощью Божией, своим умом, духовным чутьем и русской смекалкой находил выход из положения, обходил препятствия, налаживал отношения со всеми и неуклонно вел свою линию, пользуясь неизменной поддержкой множества благонамеренных русских людей. Но что говорить о его приобретениях и о том, что он убедил руководство увеличить размер материальной поддержки Миссии, если самим своим существованием сегодня она обязана архимандриту Антонину?! В конце семидесятых годов XIX в., после отзыва из Константинополя русского посла и покровителя о. Антонина графа Игнатьева, в Синоде обсуждался вопрос об упразднении Миссии, и только старания и ходатайство о. Антонина к другим своим покровителям помогло спасти положение.

При архимандрите Антонине окончательно сложились цели и задачи Миссии, он смог нащупать и развить основное направление ее деятельности. Дело в том, что Русская Духовная Миссия изначально затевалась как инструмент русского влияния в регионе через защиту и укрепление православия и усовершенствование отношений с местной церковной иерархией. Первому составу Миссии ставились задачи представлять Россию при Иерусалимском Патриархате, исправлять своим примером греческое духовенство и способствовать более разумному распределению российских пожертвований. Духовное окормление и устроение быта русских паломников рассматривалось как исключительное право греков, во внутренние дела которых вмешиваться категорически запрещалось. После перерыва работы Миссии в связи с Крымской войной акцент в инструкциях делался уже на просвещении местного арабского населения, поддержке арабского духовенства, что было негативно воспринято греческой иерархией как вмешательство в дела Иерусалимской Церкви. Постепенно в самой Миссии и затем в умах российского руководства была осознана необходимость заботы о русских паломниках, которые, отдавая все свои сбережения, всецело зависели от гостеприимства греков и часто не имели сносных бытовых условий, свободы перемещения и должного окормления, однако средств и возможностей исправить положение у Миссии почти не было. В 1858 г. в Иерусалиме было учреждено Российское Консульство, а в Петербурге - Палестинский Комитет, впоследствии преобразованный в Императорское Православное Палестинское Общество. Эти два новых института имели схожие цели и стали использоваться МИДом для решения своих задач, так что о Миссии почти забыли и перестали давать инструкции. Были идеи свести ее до положения посольской церкви, потому что возлагавшиеся на нее мечтательные надежды не оправдались.

Приняв дела Миссии, о. Антонин успешно продолжал прежние направления ее деятельности, в частности, просвещал местное арабское население, построил в Бейт-Джале школу для девочек и женскую учительскую семинарию, взаимодействовал с греческой иерархией, служил на славянском языке для паломников. Однако он вполне осознал основную необходимость обустроить быт русских паломников, для чего надо было приобрести в Палестине собственные участки в самых важных местах и построить на них приюты. Он перенес акцент с внешней миссии на миссию внутреннюю, среди своих соотечественников, столь нуждающихся в отеческой заботе и поддержке на чужбине. Чтобы благодать Божия на Святых местах в соработничестве с человеческими усилиями оказала на них свое преображающее действие, а через них на Россию и саму Святую Землю. И сегодня мы понимаем верность такого главенствующего уклона деятельности Русской Духовной Миссии, первоочередность задачи духовного окормления русских паломников при сохранении прочих направлений. В нынешней жизни Миссии фактически нет места собственно для внешнего миссионерства, ни среди евреев, поскольку это запрещено законом, ни среди арабской паствы, относящейся к юрисдикции Иерусалимского Патриархата. И как во времена о. Антонина надо было взять на себя заботу о быте и духовном наставлении наших благочестивых соотечественников, чтобы это делалось ради Бога, а не из корыстных соображений, так и сегодня необходимо оградить их от произвола израильских гидов, зарабатывающих на этом деньги и подчас наносящих простым верующим вред своими неправославными настроением и убеждениями.

Заслуга о. Антонина заключается еще и в том, что он сформулировал и закрепил четкую позицию Начальника в отношениях с Иерусалимской Патриархией применительно к каноническому вопросу совершения таинств на Святой Земле. С тех пор утвердился принцип: для совершения Миссией таинств Крещения, Венчания и пр. над гражданами Израиля требуется письменное разрешение Греческой иерархии, а для приезжающих из России и других стран русскоязычных паломников мы совершаем требы самостоятельно. А в свое время о. Антонину приходилось твердо противостоять претензиям греков на абсолютное господство, когда Патриарх даже пытался запретить в священнослужении двух иеромонахов Миссии за отпевание русской паломницы.

Русская Духовная Миссия, торжественно отмечающая в этом году сто семьдесят лет от момента основания, благоговейно чтит память своего выдающегося ктитора и благодетеля, с именем которого связаны почти все ее владения на Святой Земле. Скромным приношением и данью благодарности является публикация силами Издательского отдела РДМ и его друзей в научном мире второго выпуска историко-культурного иллюстрированного альманаха Святая Земля, задуманного в трех частях и целиком посвященного личности архимандрита Антонина, а также кругу его общения. Уже опубликованный первый том под названием: «Киев и Киевская духовная академия в жизни архимандрита Антонина (Капустина)» на основе данных переписки представляет круг его академических товарищей и наставников. Планирующиеся вторая и третья части расскажут о его учениках и о его деятельности как мецената, соответственно.

От лица всех продолжателей и хранителей Русской Палестины на Святой Земле, дела всей жизни блаженной памяти священноархимандрита Антонина (Капустина) хочу еще раз поблагодарить всех тех, кто исследует и бережно хранит многогранное наследие этого великого Начальника Русской Духовной Миссии, а вместе с ним и память о множестве именитых и безвестных русских жертвователей, без самоотверженной помощи которых это чудо русской православной цивилизации не могло состояться.

  

По окончании конференции игумен Леонтий дал небольшое интервью для официального сайта Екатеринбургской епархии.

- Я думаю, что это очень важная конференция, – сказал отец Леонтий в комментарии пресс-службе Екатеринбургской епархии. – В этом году отмечается 200 лет со дня рождения нашего замечательного соотечественника, ученого, церковного деятеля, архимандрита Антонина (Капустина). Очень важно сохранить его наследие, потому что оно очень большое. Я, как представитель Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, как и все русские люди, ценю плоды его деятельности как Начальника этой Миссии, собирателя земель в Палестине, создателя так называемой "Русской Палестины" на Святой Земле. На конференции присутствуют ученые, исследователи его памяти, его наследия. В первый день конференции очень много молодежи — это учащиеся Екатеринбургской духовной семинарии, а также Миссионерского института, они делают доклады. Молодежь участвует, и для нее это интересно, но это, конечно, касается всех русских людей, которым дорого наследие наших предков.

Пресс-служба Русской Духовной Миссии
Использованы матеиалы официального сайта Екатеринбургской епархии

13 мая 2017