English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

К ЮБИЛЕЮ МИССИИ
«Паломничество в Палестину: богопочитание, путь к пониманию Писания и благочестию. Опыт Русской Духовной Миссии»

Инокиня Екатерина Копыл на всероссийской научной конференции «Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма»

27-29 апреля в Санкт-Петербурге прошла всероссийская научная конференция «Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма». Она была организована Санкт-Петербургским научным центром Российской академии наук, Русским географическим обществом и епархиальным паломническим отделом.

На конференции обсуждались понятия сакрального и значение сакральных объектов России и зарубежья как важнейшей составляющей духовного, культурного и природного наследия христианских наций. Были рассмотрены вопросы развития паломничества и религиозного туризма, возрождения забытых паломнических маршрутов, сохранения малоизвестных святых мест христианства, возвращения к исторической топонимике и многое другое.

От Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, по благословению ее Начальника архимандрита Александра (Елисова), на конференции выступила насельница Горненского женского монастыря инокиня Екатерина (Копыл) с докладом на тему: «Паломничество к святым местам Палестины: богопочитание, путь к пониманию Писания и личному благочестию. Опыт Русской Духовной Миссии в Иерусалиме».

Ниже мы приводим выдержки из доклада:

 

Большой интерес, который наблюдается в обществе к паломничеству в Палестину, требует осмысления не только значения этого явления, но и его корней. В российском церковном и научном сообществе ощущается потребность исследовать это явление с точки зрения истории, антропологии, социологии и культурологии. При этом наше понимание значения палестинских святых мест для паломника будет неполным, если не коснуться того осмысления феномена паломничества, которое существует у святых отцов, потому что именно святоотеческая традиция во многом и сформировала то отношение к святым местам, которое мы наблюдаем сегодня в Церкви.

Традиция осмысления святых мест складывалась одновременно в Иерусалиме и Риме, Константинополе, Александрии и Антиохии, в Палестине, Сирии и Малой Азии, в Италии и на Кипре. Примечательно, что в этой общецерковной святоотеческой традиции можно четко выделить ту ветвь отцов, учителей и мыслителей Церкви, чья жизнь была прочно связана с самой Палестиной. 

Особое место в ряду этих авторов занимает блаженный Иероним Стридонский (340/342-420). Практически все вифлеемские сочинения Иеронима, касающиеся святых мест, утверждают их ценность, их особый характер и особое значение. Кроме того, и само 35-летнее пребывание Иеронима в Палестине и его паломничество свидетельствуют о том, что святые места имели для него особый статус и значение. Иероним предстает пред нами как воодушевленный паломник, который ценит ту духовную и интеллектуальную пользу, которую дает знакомство со святыми местами.

Для блаженного Иеронима святые места Палестины – это места, освященные пребыванием во плоти Господа Иисуса Христа и спасительными событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета. Потому эти места – именно «святые». Ссылаясь на Священное Писание, он говорит, что этим местам подобает почитание и поклонение, и видит в этом своего рода заповедь для христианина и исполнение ветхозаветных пророчеств. При этом блаженный Иероним отмечает, что поклонение святым местам никогда не совершается ради самих мест как таковых – это всегда проявление любви и поклонения Христу, Богу, и в Палестине это поклонение Богу совершается в местах, освященных Его присутствием. В силу этого поклонение святым местам представляет собой одну из форм богопочитания.

Блаженный Иероним утверждает, что посещение святых мест дает человеку три плода: во-первых, способствует личному благочестию, во-вторых, дает знание и понимание Священного Писания и, в-третьих, развивает добродетель. Он пишет: «…сколько епископов, сколько мучеников, сколько искуснейших в церковном учении мужей ходило в Иерусалим! Все они думали, что у них меньше будет благочестия, меньше знаний и что они не достигнут, как говорится, вершины добродетелей, если не поклонятся Христу в тех местах, где заблистало со Креста Первоевангелие».

Назидание в благочестии паломники получают, когда, предстоя у святых мест, через воспоминание и молитву особым образом переживают совершившиеся здесь события Священной истории, когда постигают их спасительное, духовное значение, когда видят здесь Христа очами веры и выражают свою любовь к Нему благоговением, поклонением и любовью к святым местам.

Что касается знания и понимания Священного Писания, то возможность с Писанием в руках самому повторить маршрут народа израильского, пройти по стопам ветхозаветных и новозаветных героев и Самого воплотившегося Сына Божия, исследовать библейские места и библейские земли – все это играет важную роль для переводчика Писания, экзегета и просто любознательного паломника. Дело в том, что знакомство со святыми местами полезно для понимания и толкования Писания, для точного перевода библейского текста, для личного уверения в истинности библейских пророчеств и исторических событий, совершившихся в этих местах, а также для понимания контекста повествования Священного Писания. Иерусалим занимает для блаженного Иеронима особое место: он называет его «нашими Афинами», без которых нельзя достичь «вершины знания».

Наконец, третьим плодом пребывания у святых мест Иероним называет стяжание добродетели. Дело в том, что святые места, библейские святыни и памятники являются всегдашним напоминанием о любви Божией, которая с наибольшей полнотой выразилась в истории спасения человека, и тем самым побуждают к добродетели и святости. Без сознательного духовного подвига невозможно автоматически приобщаться святости этих мест. Приводя нас в святые места, где Им совершено спасение человека, Сын Божий призывает каждого из нас сделать эти святыни духовным сокровищем своего сердца так, чтобы изо дня в день нести свой крест и совоскресать с Ним.

Именно для того, чтобы русские паломники имели возможность получить этот необходимый для христианина опыт духовного преображения, и была основана 170 лет назад Русская Духовная Миссия в Иерусалиме.

Миссии, в частности ее самому известному Начальнику архимандриту Антонину (Капустину), удалось приобрести в Палестине большое число земельных участков, многие из которых представляют огромную ценность как подлинные места, на которых разворачивались события Ветхого и Нового Заветов. Благодаря приобретению этих участков в собственность Русской Церкви православные паломники получили возможность посещать и молиться на этих святых местах, а их молитва вдохновлялась воспоминанием о совершившихся там событиях Священной истории.

Конференция проходила в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры, в Российском институте истории искусств и Российском государственном педагогическом университете Санкт-Петербурга.

Пресс-служба Русской Духовной Миссии

16 мая 2017