English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Подворье св. пророка Божия Ильи на горе Кармил, г. Хайфа

Подворье пророка Ильи на горе Кармил, г. Хайфа

Древняя гора Кармил хранит память о тысячелетиях, о разных народах, селившихся на ее склонах, их приходах, уходах, рождении и гибели. Красота, богатство и изобилие природы во все времена привлекали сюда людей. Не случайно горе дали красивое имя, которое говорит о благодатности и плодородии этих мест. "Керем" на иврите означает виноградник, "Эль"- Бог. «Божьим виноградником» называли в древности эту местность, и все народы, которые жили здесь, считали гору священной. В тени густых дубов и рожковых деревьев, которые обильно покрывали Кармель, можно было укрыться от палящего солнца и найти пастбище для скота. Многочисленные горные ручьи и реки хранили бесценную влагу, которая проливалась в зимний период мощными дождями с горных вершин. На плодородных склонах и в ложбинках  зеленели великолепные виноградники и большие оливковые рощи – здесь у людей было все, что нужно для пропитания и нормальной жизни.

В христианском сознании гора Кармель неразрывно связана с именем величайшего пророка – Илии. На вершине горы, откуда открывается великолепный вид на Изреельскую долину, провел он много дней в размышлениях и сомнениях, здесь он скрывался от преследований, здесь одержал победу в состязании со  жрецами Вааловыми.

Пророк Илья жил при восьмом царе израильском, Ахаве, который прославился своей нечестивостью. Его жена, Иезавель, дочь сидонского царя, ханаанеянина, была привержена культу Астарты.  Забыв  своего Бога, израильтяне начали поклоняться Ваалу и Астарте, участвовать в омерзительных  праздниках, на которых было принято бесноваться, предаваться похоти и даже приносить человеческие жертвы. Когда идолопоклонство охватило весь израильский народ, пророк Илия появился во дворце Ахава и произнес приговор за отступление от веры отцов. «В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» - сказал Илия. Так и случилось, в стране наступила жестокая засуха,  истощенная земля не давала плодов, начался голод.

На третий год страшного бедствия, скрывавшийся от гнева царской семьи Илия  вернулся во дворец и предложил доказать истинность своей веры в честном поединке со жрецами Ваала.  На вершине Кармеля должны были быть принесены жертвы  ханаанскому божеству и Единому Богу израильтян. Истинность веры должен был доказать сам Бог. Тот, чья жертва будет принята, побеждает в споре.

Четыреста пятьдесят служителей Ваала возложили тельца на жертвенник и начали призывать своего бога принять от них жертву. Не получая ответа, они все более исступленно плясали и выкрикивали свои моления, в экстазе кололи себя ножами  и копьями, истекая кровью. Но их усилия были тщетны, до самого вечера они не получили знака от своего бога.  Тогда к другому жертвеннику подошел Илия, он был  одинок, против него были сотни жрецов и тысячи идолопоклонников, но вера его была крепка. Жертвенник из 12 камней, по числу колен израилевых, он окопал рвом, который заполнил водой, возложил тельца и с пламенной молитвой обратился к Богу. И а тот же час с неба сошел огонь, поглотивший и жертву, и воду, ее окружавшую. Народ раскаялся в том, что изменил своему Богу, и все служители Ваала были убиты и сброшены с обрыва в поток Киссон. Когда об этом узнала Иезавель, гнев ее был страшен, и если бы Илия пророк снова не бежал в горы, она жестоко отомстила бы ему. Снова великий пророк стал изгнанником, и даже пережил минуты отчаяния, но его духовные подвиги еще не были закончены. Он сподобился видения Бога и воспитал ученика себе на смену – пророка Елисея.

Конец земной жизни Илии был так же ярок, как и его великие деяния. Огненная колесница, запряженная огненными конями, вихрем вознесла пророка на небо.  Но миссия  великого пророка с его вознесением не завершилась. Священное Писание  обещает, что он возвратится на землю во времена антихриста, чтобы помочь людям спастись. Пророческое служение Илии, его твердая вера и беззаветная храбрость сделали его одним из самых чтимых  Божьих пророков в России, в его честь начали строить храмы задолго до официального крещения Руси. Илия относится к числу пророков, которых почитают все монотеистические религии, а на Святой земле в городе Хайфе, который раскинулся  у горного Кармельского массива,  есть несколько храмов в его честь.
 

Русская церковь пророка Илии на г. Кармил, г. Хайфа

Русская православная церковь во имя Ильи Пророка на Кармиле, г. Хайфа, построена в прошлом веке.   Непростая история этого храма началась в 1909 году, когда   Русской Духовной Миссии в Иерусалиме удалось приобрести покрытый густым лесом участок земли  в верхней части города Хайфы. Замысел построить храм на этом участке  осуществился далеко не сразу, этому  всячески препятствовали местные власти. Тогдашний начальник Миссии  архимандрит Леонид (Сенцов)  вынужден был (пойти на хитрость) построить сначала трапезную для паломников, (Дело было представлено так, как будто на пустующем участке  будет строиться столовая для русских паломников,) которые в то время пребывали в Хайфу морем.

В 1912 году    Миссия начала ходатайствовать перед турецкими властями о разрешении перепланировать «трапезную». К зданию пристроили алтарь, сделали иконостас из серого мрамора, поставили колокольню.  В начале 1913  года разрешение было получено, этому помог юбилей Дома Романовых,  в честь которого  русский участок в Хайфе предложено было именовать «Романовским подворьем». Вопрос решился не так быстро, как того хотелось, и улаживание многочисленных формальностей потребовало дополнительного времени. 14 ноября 1913 года  храм во имя Ильи Пророка был торжественно освящен патриархом Иерусалимским Дамианом.

В последующие годы во время Первой Мировой войны приток паломников из России практически прекратился, и церковь  большей частью бездействовала не имея священника. В 20-30-е годы в храме Илии Пророка начал служить арабский православный священник  протоиерей отец Николай,  который после смерти был похоронен на территории русского участка рядом с храмом. Долгие годы  службы в храме проходили от случая к случаю, когда приезжали  паломники со священниками. И только в 90-х годах прошлого века  ситуация кардинально изменилась. После приезда Святейшего Патриарха в 1991 году паломническая жизнь активизировалась, реставрировались храмы, появлялись новые священники.

Весной 1991 года в   Храме Гроба Господня был рукоположен во священники отец Мирослав, который был направлен в Хайфу, в храм Илии Пророка.  Первый   русскоговорящий священник храма  - выпускник Петербургской Духовной Академии  приехал в Хайфу с семьей – матушкой Ириной и маленькой дочкой Кристиной. Удивительна  история этой семьи, которая соединила в Петербурге  будущего священника, родом из Прикарпатья,   со студенткой регентских курсов юной Ириной, которая родилась в Иерусалиме.

В первые годы службы проходили в пустом храме, приходской жизни как таковой не было, но шли годы, и храм пополнялся новыми прихожанами. Сегодня  в праздничные дни в храме становится тесновато, но это никого не смущает. Обновленный и освященный Святейшим Патриархом Алексием II  в 2000 году, он приобрел праздничный и торжественный облик.

Необыкновенным образом проходит в  храме Илии Пророка престольный праздник. В этот день по традиции в храм приходят не только русские,  но и арабские жители Хайфы. Во дворе храма  появляются многочисленные машины прихожан, приехавших издалека, разворачиваются прилавки с сувенирами, едой  и сладостями. Служба проходит на русском и арабском языках, священники служат попеременно,  а по окончании праздника  крестный ход сопровождает парад бойскаутов с барабанами и трубами. Импровизированный рынок, разбитый под вековыми соснами, толпы нарядных людей, говорящих на разных языках, марширующие под барабанную дробь дети,  запахи жареного мяса  и восточных пряностей   -  все это вместе  создает   незабываемую атмосферу. А в центре праздника – служба  в храме Илии Пророка, храме, без которого уже невозможно представить себе приходскую жизнь людей города Хайфы, который раскинулся в горах  тысячелетнего Кармеля.

Богослужение в храме совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням с 9.00 до 12.00

 

Расписание богослужений: Божественная Литургия совершается в субботние, воскресные дни и на Великие и двунадесятые праздники в 9.00
Накануне воскресных и праздничных дней Всенощное бдение в 17.00
По субботам после богослужения проводятся занятия в церковной школе для детей и пастырские беседы с верующими.
 

Подворье открыто:

ВТ., СР., ЧТ. с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00
ПТ. с 9:00 до 13:00
СБ. с 8:00 до 12:00 и с 15:00 до 17:00
ВС. с 8:00 до 13:00 

 

Адрес: г. Хайфа, ул. Хорша, 6 (Horsha), пересечение с ул. Ха-Наси.

Телефоны: +972 (4) 833-01-90, +972 (52) 846-41-81 моб.; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии).

Эл.почтаomiroslav@mail.ru

МестоположениеGoogle Maps

GPS-координаты: 32.812754 N, 34.980381 E

Ключарь подворьяпротоиерей Мирослав Витив

08 сентября 2015