English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом, о гонениях на Христа

Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется (Мф. 2, 13-23).

На второй день светлого праздника Рождества Христова Святая Церковь постановила чтить память Той, благодаря Которой мир увидел своего Спасителя. Потому что, если бы не смирение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, не Ее готовность исполнить волю Божию и родить Мессию-Христа, Бог не мог бы сойти на землю и воплотиться в человечестве. Превосходя величием не только всех Святых, но даже и Ангелов, Матерь Божия пребывает, тем не менее, в смиренном служении, слышит мольбы последнего грешника и всегда предстательствует о нас перед Своим Сыном.

Также мы празднуем сегодня память родственника Господа по плоти царя и пророка Давида, во многих псалмах указывавшего на Христа, а также праведного Иосифа Обручника и Иакова, брата Господня, которые сопровождали Божию Матерь и Иисуса во время бегства в Египет.

И именно об этом бегстве от Ирода в Египет и повествует нам сегодня святое Евангелие. Когда волхвы, ища Спасителя мира, по наивности пришли спрашивать у Ирода, где находится родившийся Царь Иудейский, тот сделал вид, что тоже хочет поклониться Ему. Престарелый тиран, опасаясь за свою власть, просит их на обратном пути показать ему дорогу к Мессии, на самом деле желая погубить Его.

Силы зла всегда противятся всему доброму, враждуют на добродетель и хотели бы уничтожить Самого Христа. Но они не знают, как Он действует, где находится, ибо «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Тогда порок нападает на саму добродетель, на ее внешнее проявление. Действуя хитростью и маскируясь под добро, он проникает в наши добрые дела и расположения, чтобы изнутри ослабить их и исказить. Так гнев отравляет стояние за правду, сожаление обесценивает милостыню, тщеславие и своекорыстие обкрадывают любую добродетель.

Найдя Спасителя мира, волхвы становятся другими людьми, потому что всякий, кто увидел Господа, не может не измениться. Дух Святой предупреждает, просвещает верующего, поэтому они «иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2, 12). Не по пути христианину со злом!

Ирод же, узнав об этом, страшно разгневался и явил невиданную жестокость: велел убить всех младенцев в Вифлееме возрастом до двух лет. Мы видим, как зло, дыша убийством на добродетель, хочет погубить все и вся в своем стремлении уничтожить Христа. Враг старается истребить все наши благие мысли и начинания, и в этой духовной брани, как на войне, бывают убитые и раненые. Если 14 тысяч невинных младенцев, телохранители Христовы, стали мучениками, отдав свои жизни ради Господа, то мы должны понимать, что враг беспощаден, потери неизбежны, но верный Богу выйдет победителем.

Как враг воюет против нас? Например, желая по заповеди хорошо относиться к каждому человеку, мы имеем добрые помыслы о каком-то брате или сестре, а враг через людей начинает оговаривать их, толкая нас на осуждение. Или осмеивает наши высокие порывы, убивая благоговение, или неудачами на духовном пути пытается ввергнуть нас в уныние и заставить отступиться. Мы должны знать, что всякий, желающий жить благочестиво, будет гоним, что будут падения, но надо всегда вставать и с настойчивостью идти к цели, охраняя в себе святыню веры.

Бог знает, как защитить верных Своих. И вот праведный Иосиф, извещенный Ангелом во сне, берет Богоматерь и Младенца и отправляется с Ними в Египет, где они пребывают до смерти Ирода. Когда же тот умирает, Иосиф, вновь извещенный Ангелом, возвращается в Палестину. Но, узнав, что Архелай, сын Ирода, правит в Иудее, он опасается туда идти и удаляется в Назарет, в языческую Галилею.

Пока Ирод – гордость, злоба, неверие – живет в душе, Господь не может приблизиться и любит человека издалека. После избавления от грубых страстей благодать возвращается. Однако остаются дети, исчадия этих пороков – самолюбие, тщеславие, превозношение и прочее, и потому Христос не может жить в нашем сердце постоянно. Он лишь изредка, на праздники приходит в Иерусалим и снова удаляется, потому что не может находиться там, где неправда. Получается, что мы просим Христа прийти в свое сердце, но в то же время не оставляем и греха, беседуя со страстями. Таким образом, мы противоречим сами себе, одновременно приглашая и изгоняя Господа, делаясь Его гонителями.

Нам надо брать пример с апостола Павла, который, хотя и гнал сначала Церковь Божию по неведению, однако после явления ему Господа совершенно изменился. Из ревностного гонителя он сделался горячим служителем Христа и сразу отправился проповедовать о Нем, не «советуясь с плотью и кровью». Так и мы, по его призыву, облечемся во всеоружие Божие, чтобы противостоять козням диавольским. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против… мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Итак, препояшемся истиной, облечемся в броню праведности, возьмем щит веры и меч духовный – слово Божие и молитву, – и тогда враг не сможет причинить нам зла. А Христос придет и вселится в наше сердце навеки, принеся с собой радость о Духе Святом, мир и жизнь вечную. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

08 января 2017