English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Проповедь на повечерии в первый день Великого поста

Проповедь на повечерии в первый день Великого поста

Вот, дорогие братья и сестры, и пришло снова время поста, время покаяния, молитвы и очищения души. Великий покаянный канон, как духовное зеркало, помогает нам заглянуть внутрь себя, познать состояние своей души в свете Божиих заповедей, событий и лиц Ветхого и Нового Заветов, увидеть свою греховность и ужаснуться, как мы далеко ушли от Бога и от заповеданного Им христианского совершенства.

Созданная для рая душа подсознательно ищет свободы, покоя и блаженства, стремится к радости, к красоте и гармонии. Но, к сожалению, грехопадение исказило человеческую природу, и прародители наши Адам и Ева были изгнаны из рая, от лица Божия. А вдали от Бога все эти красоты и приятности – всего лишь тени и отголоски райского совершенства и блаженства. И если человек забывает о долге и гоняется за ними, они могут стать призраками и мифологическими сиренами, которые своим прекрасным видом или голосом уводят человека от спасительного покаяния к погибели.

Грешнику, который водится похотью плоти, похотью очес и гордостью житейской и удаляется от Бога, свойственно обманываться относительно себя. Его ум скользит по поверхности мира, суетится и готов заниматься чем и кем угодно, только не своей душой. В самообольщении он превозносится над другими своими успехами в достижении земных целей, но при этом все дальше удаляется от Бога и даруемого Им блаженства.

Поэтому Святая Церковь призывает христиан пробудиться ото сна, увидеть свой грех и исправиться, чтобы примириться с Богом, с людьми и со своей совестью. А преподобный Андрей Критский учит нас степени покаяния и мере видения своих грехов, говоря: «Согреших паче всех человек, един согреших Тебе, но ущедри, яко Бог, творение Твое». Вот мера нашего покаяния, правильное устроение духовного человека, видеть себя грешнее всех и не терять надежды на милость Божию.

Святитель Критский напоминает нам о том, что мы, подобно Адаму и Еве, согрешили и изгнаны из рая, что страстный помысел обещает нам сладкое, но плоды его всегда горьки. По его образному и поэтическому слову, мы «погубили ума красоту» и лишились боготканных одежд добродетели, а потому лежим наги и стыдимся, прикрываясь ветошью внешних дел. Причем оказывается, что мы работаем не столько Богу, сколько своим страстям.

Великий покаянный канон показывает нам наше духовное состояние и положение в истории духовного становления человечества. Был рай, было грехопадение, вследствие которого человек был изгнан из рая на землю, чтобы в поте лица своего добывать себе пропитание и искать своего Создателя. А поскольку это свободное искание Творца оказалось безуспешным, Бог дал человеку закон, который лишил его свободы, но указал на грех.

Заповеди и предписания закона не могут исцелить естество, они только разделяют грех и добродетель и через познание себя и сокрушение о грехах подготавливают человека к принятию Нового Завета и единственного Спасителя от греха – Господа нашего Иисуса Христа. Он пришел в этот мир и принявшим Его, познавшим свою неполноценность без Бога дал все средства к постепенному исцелению души и наследию Нового Рая, Царствия Небесного, в котором нет ни закона, ни ограничения, ни заповеди, ни морали, но только совершенная любовь и единение в духе.

И вот, поскольку Господь сподобил и нас приобщиться в какой-то мере этой любви, этой благодати на земле, нам начинает казаться, что мы уже достигли нового века, свободы Царства Небесного. И потому мы расслабляемся, нарушаем по лени распорядок и существующие правила, живем своевольно, забывая о Боге и, в конце концов, оказываемся далеко позади в последовательности духовного развития человечества: где-то после изгнания Адама из рая и до введения закона. При этом мы становимся грешнее всех живших до нас людей, которые старались исполнять закон и не имели того, что имеем мы.

Конечно, от нас не отнимаются эти великие дарования, но Церковь призывает душу проснуться от греховного сна, чтобы не проспать Царствие Небесное. Итак, будем каяться и трезвиться, чтобы покаяние избавило нас от рабства страстям и очистило от всякого греха, побудило к дисциплине, к труду поста, молитвы и воздержания.

Вернемся к основанию лестницы христианских добродетелей, к основополагающим ее ступеням: блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны алчущие и жаждущие правды, т.е. ищущие оправдания в Боге. И тогда восстановленное через покаяние смирение Христово вознесет нас на самый верх христианского совершенства и сделает наследниками вечного блаженного Царствия Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

19 февраля 2018