English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Проповедь в Хайфе в Субботу перед Рождеством Христовым, о горчичном зерне и смирении

Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13, 18-27).

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 7-11).

В эти дни, в преддверии великого праздника Рождества Христова, мы молимся Господу, чтобы Он просветил нас, научил нас смирению, помог стать ближе к Нему и вселился в наших сердцах.

Сегодня в Евангелии мы слышали, как Господь уподобляет Царствие Небесное горчичному зерну, маленькой крупинке, которая, будучи посеяна человеком в саду своего сердца, вырастает в огромное дерево. Человек ложится и встает, занимается своими делами, а семя продолжает расти днем и ночью, пока не окрепнет так, что ангелы Божии смогут опираться на него в творении добра. А еще Господь уподобляет Царствие Небесное закваске, которая, когда хозяйка вложит ее в тесто, начинает бродить и постепенно переквашивает все.

Так и семя благодати, вложенное в сердце при Святом Крещении, постепенно растет, заполняя и переквашивая все наше внутреннее содержание, и делает нас небесными людьми. Но для роста этого семени и для брожения закваски нужно создать благоприятные условия. Это наше желание, труд и участие в таинствах Христовой Церкви, потому что только тогда в душе происходят спасительные изменения.

Не случайно, когда Господа спросили, много ли спасающихся, Он ответил, что тесны врата и узок путь, вводящие в вечную жизнь. Надо стараться войти в Царствие тесными вратами, потому что многие христиане считают себя спасающимися, но в день Суда Господь может отвергнуть их. Они будут говорить: «Господи, мы Твое Имя носили, ходили в Твою церковь, почему Ты не открываешь нам двери в Рай?» Но Христос скажет: «Я не знаю вас, потому что вы творите беззаконие». Ведь если человек не исполняет заповедей Господних и не старается идти тесным путем, т.е. ограничивать свою греховную природу, он далек от Бога. Господь не может обитать там, где поселился грех, ибо нет ничего общего между светом и тьмой, между грехом и святостью.

Поэтому мы призваны готовиться к пришествию Господа в этой жизни и для этого ограничивать себя, стараться исполнять спасительные заповеди Христовы и трудиться над своей душой. Причем, одним из главных качеств угодной Богу души является смирение.

В Евангелии Господь говорит нам сегодня и о том, чтобы мы не хвалили, не называли себя великими именами, но делали свое дело и уповали на Бога, на то, что Он по Своей правде и милости воздаст нам за наши труды. Наблюдая, как рассаживаются по местам приглашенные на брак, Господь говорит Своим ученикам: «Когда ты будешь приглашен на брак, не садись на первое место, потому что когда распорядитель посадит на твое место более достойного, ты со стыдом должен будешь сесть на последнее место. Ты же сразу сядь на последнее, чтобы справедливый Жених Сам пересадил тебя выше, и тогда будет тебе большая честь перед другими».

Действительно, смирение имеет великую силу, это непостижимая тайна. Казалось бы, человек смиряет себя, умаляет свои достоинства, и люди должны относиться к нему так же. Но, на самом деле, истинно смиренный пользуется уважением других, потому что показывает силу, благородство и превосходство своей души. Да, в жизни люди иногда не замечают и не ценят добрых качеств того, кто старается быть незаметным и не хвалит себя перед другими, но мы знаем, что смирение всегда побеждает. Если человек не гоняется за славой и первенством, старается украсить свою душу, чтобы угодить Богу, Господь возвысит его и в этой жизни. И уж непременно в жизни вечной, где праведникам воздастся за их труды стократно.

Это богоугодное смирение мы видим в душах всех святых, которых мириады. Вот и празднуемый сегодня праведный Симеон Верхотурский – Небесный Покровитель Сибири, живший в XVII веке, – был незаметным и добродетельным человеком. Имея благородное происхождение, он из центра России ушел за Урал, чтобы в трудах и молитвах спасать свою душу. Святой Симеон был пламенным проповедником Благой Вести Христовой, ревностным тружеником и молитвенником, а смирение его простиралось даже до юродства. Будучи нестяжателем, он бесплатно шил шубы для бедняков, но иногда намеренно немного не заканчивал работу, чтобы его не хвалили и не пытались вознаградить. Люди нередко ругали и били Праведника, но он молился о своих гонителях.

Господь прославил Своего Угодника уже после его кончины: только через пятьдесят лет, когда и имя Праведника уже забыли, были обретены его нетленные мощи, на которых стали совершаться чудеса. Свое имя он открыл сам в видении, после чего являлся многим, исцеляя не только тело, но и душу мудрыми наставлениями.

Смирение делает душу устойчивой в испытаниях, ибо мятущиеся по поверхности волны искушений не проникают в глубину. Оно угождает Богу, Который «гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6). Смиренный оказывается выше всех козней и сетей диавольских, расстеленных по земле, потому что воспаряет над ними на крыльях добродетели. Да и что говорить, Сам Бог, кроткий Агнец Иисус Христос, явил нам силу смирения. Родившись в пещере со скотом, потому что не нашлось для Него более подходящего места среди людей, Он победил и преобразил весь мир, вложив в него закваску любви и кротости.

Итак, будем подражать Господу и Святым в смирении, чтобы оно сделало нас достойными Небесного Царствия. Делая должное, будем считать себя неключимыми рабами, ибо душа создана для добродетели, а мы часто не соответствуем своему христианскому званию. Познаем свои немощи и смиримся, чтобы скромно думать о себе и иметь добрые помыслы, «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 17, 11). А если смиримся, Господь непременно вселится в наши сердца радостью, и любовью, и полнотой бытия, побеждая мир добром в каждом из Своих последователей. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

31 декабря 2016