English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех Святых

Сегодняшний воскресный день, в который мы празднуем память всех Святых, завершает период Постной и Цветной Триоди. Цель воплощения Спасителя, Его страданий и воскресения достигнута. Господь наш Иисус Христос основал на земле Церковь – тело Свое, а Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на это тело и исполнил его жизни и благодатной силы. Этой силой Церковь победила мир, она родила и постоянно рождает сонмы Святых, сынов и дщерей света, жителей Царства Небесного. Это – плод Божественного сеяния, ответ земли на любовь Неба. Отныне Христос, как Солнце Правды, Пресвятая Богородица и Святые, как луна и звезды, являются нашими путеводителями, которые днем и ночью указывают нам путь в Царствие Небесное.

Невозможно исчислить всех Святых, ведь Церковью прославлены многие сотни тысяч, а сколько неведомых миру угодников Божиих?! Мириады Святых – это исполнение обетования Бога Аврааму: «Умножу семя твое, как звезды небесные и как песок у берега моря» (Быт. 22, 17).

И мы с вами, дорогие братья и сестры, призваны стать святыми, чтобы восполнить число отпавших от Бога ангелов. Многие думают, что святость – это удел избранных, и даже оправдывают свое несовершенство тем, что они не святые. Но это неверно. На самом деле святость является необходимым условием нашего спасения, без нее, как говорит апостол Павел, никто не узрит Господа (Евр. 12, 14).

Святость имеет два значения: первое – это избранность, отделение от мира и посвящение Богу, и в этом смысле апостол Павел называет святыми всех христиан, а второе – достижение нравственного совершенства. Первое заложено в христианах по определению: мы чада Христа Бога и должны «хранить себя неоскверненными от мира» (Иак. 1, 27), быть иными, потому что дружба с лежащим во грехе миром – это вражда против Бога (Иак. 4, 4). А ко второму – духовному совершенству – следует стремиться. Образ Божий дан нам для того, чтобы мы достигали подобия Божия, а нравственное уподобление Богу – это и есть жизнь вечная, приобщение Его блаженству и полноте бытия. Поэтому апостол Петр говорит нам: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9-10). Мы должны возвещать совершенства Отца нашего небесного не столько словами, сколько собственной достойной жизнью и подражанием Богу.

И вот Святые – маленькие подобия Солнца Правды, в которых отражается свет Христов, – это пример для нас, те, кто прошел путем духовного совершенствования и достиг цели. Они приблизились к Богу, вкусили вечных благ и теперь являются нашими наставниками и руководителями в Царствие Небесное.

В Православии самое реалистичное и уравновешенное понимание спасения души как исцеления души от греха, как следования за Христом, Который Сам есть Истина и Путь к жизни. На этом пути мы преображаемся и достигаем подобия Богу, пользуясь молитвенной поддержкой и помощью прошедших прежде нас.

Католики с их юридическим пониманием спасения и упором на добрые дела воспринимают Святых как богатых бизнесменов, которые накопили множество «сверхдолжных заслуг». Они могут перевести на счет просящего валюту добрых дел, что поднимет его статус на Небе. При этом они заранее предызбраны и предопределены Богом и вне всякой конкуренции.

Протестанты вообще не признают Святых, потому что отвергли Предание Церкви, а вместе с ним всю ее историю, которая есть действие Духа Божия в Церкви во времени. Отвергая же действие Духа в прошлом, они свидетельствуют о том, что не знают Его и в настоящем. Они боятся Святых Церкви как обличителей их сектантского сознания, противоречащего Преданию. Спасение они видят в убеждении себя в своей святости, надеясь неким чудесным образом во мгновение ока оказаться в Царствии Небесном.

Мы же, православные, сами, своими ногами идем в Царствие Небесное, что, конечно, невозможно без содействия Духа Святого, без синергии, соработничества с благодатью. И на этом нелегком, превышающем человеческие силы пути Святые – наши старшие товарищи, опытные врачи и неложные проводники в небесные обители. Преуспев в деятельной любви в земной жизни, они и после смерти продолжают жить ею, имея больше возможностей проявить ее на деле. Ведь любовь вечна и становится их сутью.

Сегодня не только день Ангела каждого из нас, поскольку мы чествуем всех Святых, это день воспоминания и тех, кто ныне трудится на земле, исполняя свой христианский долг и борясь с искушениями, и тех, кто уже почил от трудов своих и ждет оценки своей честно прожитой жизни. Это праздник Церкви воинствующей на земле и торжествующей на Небе, всех, кто пошел за Христом, желая спасти свою душу. Не все достигают высших степеней святости, но Господь, «целующий» намерения, принимает в Свои объятия всех, к Нему стремящихся.

Дух Святой, помогавший Святым, помогает и нам, Он действует в Церкви доныне, возводя верных к духовному совершенству. Сегодня мы с особой силой осознаем единство в Духе Святом всей Церкви, всех Святых на земле и на небе, всех умерших о Христе, которых мы поминали в Родительскую субботу и в коленопреклоненных молитвах в день Святой Троицы. Потому что все мы являемся единым Богоспасаемым телом Христовым, и в этом евхаристическом и благодатном единстве наша сила и спасение.

Поэтому будем просить святителя Луку архиепископа Крымского, хирурга и архиерея, врача душ и телес, отцов Первого Вселенского Собора и всех-всех Святых, память которых мы сегодня совершаем, чтобы они помогли нам жить достойно нашему званию, достичь подобия Божия и войти в славу Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

11 июня 2017