English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

О грехе осуждения. Субботняя проповедь в Троицком соборе

Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 1-5).

В сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры, мы слышали наставления Спасителя: «Не судите, да не судимы будете». Господь призывает нас не вершить своего суда, не присваивать себе права Бога, но следить лучше за собой. «Чистому все чисто» (Тит, 1, 15), а если мы осуждаем другого за какой-то грех, значит, сами им заражены, иначе бы даже не заметили его.

Заповедь «не судить» не означает запрета выносить свое суждение или давать справедливую оценку тому или иному поступку ближнего. Мы должны пользоваться рассуждением, чтобы различать добро и зло и делать правильный выбор. Но осуждение подразумевает некоторую предвзятость, действие по страсти, не объективный и беспристрастный суд, а искаженное грехом видение. Когда на нашу оценку влияют страсти гордости, самолюбия, превозношения, тогда она называется осуждением.

Желая предостеречь нас от этого, Господь говорит: «Каким судом су́дите, таким будете судимы». Он употребляет бывшее тогда в ходу у иудеев выражение, наподобие известного принципа: «Не делай другому того, чего не хочешь самому себе». По непреложному духовному закону зло и неправда возвращаются, и мы часто замечаем в своей жизни: если кого-то осудим, то потом сами попадаем в подобную ситуацию.

С другой стороны, и люди судят о нас по тому, как мы судим о других. Если видим в других только пороки, значит сами порочны, если оправдываем и прощаем, – значит добры и милостивы. Тем более Бог, видящий и тайные побуждения наших суждений, будет справедливо судить каждого по его словам и оценкам.

Господь говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазу ближнего, а бревна, которое в твоем глазу, не замечаешь? И ты еще пытаешься учить других?» Сучок, по-гречески «κάρφος» – небольшая колючка, соринка, – символизирует какое-либо малое нравственное нарушение, а бревно указывает на большую неправду. Это значит, что мы склонны разглядывать в ближнем даже самые маленькие изъяны, а своих великих пороков не замечаем. Господь обличает эту нравственную несправедливость, называя нас лицемерами, потому что мы примеряем на себя маску, лицо праведника, а сами таковыми не являемся. «Лицемер, вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».

Несомненно, что давать трезвую оценку своим и чужим действиям нам мешают собственные пороки. Помочь ближнему мы сможем только тогда, когда очистим свое сердечное око от всякого пристрастия, а совесть – от бремени греха. Таким образом, Господь не запрещает судить, но велит прежде исправить самого себя, чтобы правильно оценивать и исправлять недостатки других. А если ты не способен верно понять самого себя и себе не можешь помочь, значит, и ближнего ты судишь необъективно, по страсти.

Обычно мы считаем себя разумными, адекватно воспринимающими действительность. А оказывается, можно иметь бревно в глазу в духовном плане и этого не замечать, не видеть своей болезни, думая, что все в порядке. Страсти ослепляют человека, не дают ему видеть свое состояние, оправдывая любое поведение. Пьяница никогда не скажет, что он болен, зависим от вина, он считает, что в любой момент, когда захочет, может бросить пить. Эгоист не видит никого, кроме себя, потому что все заслонила его персона, страсть себялюбия. Сребролюбец думает, что все живут ради стяжания денег и только боятся в этом признаться.

Именно поэтому Бог, пожелав спасти от греха род человеческий, сначала дал еврейскому народу закон, не как средство исцеления, но как зеркало, как средство познания своего бедственного положения и нужды в исправлении.

Представьте себе больницу, в которой лежат разные люди: глухие, прокаженные, парализованные, сумасшедшие – и каждый из них осуждает болезнь другого, радуется, что у него этого нет. Но в тоже время завидует здоровью других в том, чем сам страдает, и от этого еще больше осуждает других, чтобы показать свое превосходство, доказать, что он не болен. И вот всем показывают фильм о здоровых людях, какие они, каких успехов достигают в науке, в спорте. И каждому становится понятно, что он болен и далек от задумки Творца.

Может ли такой фильм исцелить? Нет, но он показывает правду. А в духовном плане понять свое состояние, познать себя – это уже полдела. Потому что есть Врач, для Которого нет неизлечимых болезней. Ведь Он даже мертвых воскрешает! Но, чтобы Он помог нам, мы должны осознать свою болезнь, свою греховность и обратиться к Нему с покаянием, веря, что Христос приведет нас в Царствие Небесное.

В сегодняшнем Апостоле мы слышали именно об этом. О том, что «законом заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом. Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть, ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствует закон и пророки. Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих. Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3, 19-24).

Наше спасение во Христе, мы спасаемся, смотря на Него и подражая Ему. Но главным образом, мы исцеляемся, пребывая в Его лечебнице, в основанной Им на земле Церкви, искренне соединяясь с Ним в Таинстве Причащения, которое есть самое лучшее лекарство для души и тела. И, конечно, работая над собой, искореняя свои страсти и грехи, в частности, учась не осуждать ближнего.

Как научиться не осуждать? Святитель Феофан Затворник советует нам осудить самих себя, осознать и прочувствовать свою греховность. Тогда нам некогда будет осуждать других, и мы будем говорить только одно: «Господи, помилуй, прости меня грешного».

Итак, постараемся увидеть в свете Евангелия Христова свои болезни: тщеславие, самодовольство, осуждение и проч., – каяться и просить у Господа исцеления. А ближнего своего будем оправдывать, «ходить верою, а не видением» (2 Кор. 5, 7), как говорит Апостол. Т.е. не обращать внимание на видимые недостатки ближнего, но верить в образ Божий в человеке, в то, что он прекрасен, любим Богом и исполнен потенциальных добродетелей. Тогда и Господь будет нас судить так же: не по наличию в нас добродетелей, но по стремлению подражать Ему в добре, чистоте и святости. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

17 июня 2017