English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Кресту поклонение – себя отвержение. Проповедь на Воздвижение Животворящего Креста Господня

«Радуйся живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение!»1

Сегодня мы поклоняемся Честному и Животворящему Кресту Господню – орудию нашего спасения, тому, что раньше было символом мучительной смерти, а сегодня воспринимается нами как знамение победы Христа над смертью и нашего с Ним воскресения.

Историческим поводом для сегодняшнего празднования Воздвижения Честного Креста является обретение блаженной царицей Еленой в IV веке Креста Господня здесь, в Иерусалиме, и воскрешение умершего. Поскольку всем невозможно было поклониться Животворящему Древу, епископ Иерусалимский Макарий воздвигал, т.е. поднимал Крест Христов на четыре стороны, а народ с изумлением восклицал: «Господи помилуй!»

Но более глубокая причина нашей радости почитания Креста заключается в том, что, с верой и верностью следуя за Господом, мы приобщаемся Его победе и воскресению. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», – поем мы сегодня вместе со всей Церковью.

Тайна креста и воскресения непонятна для неверующих и христиан лишь по имени. Чтобы узнать, что в доме, нужно войти в него; чтобы постигнуть истины христианской веры, необходимо духовно следовать за Христом. Как точно отмечает апостол Павел, «слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых – сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

Крест пугает людей мира, живущих душевно-телесными интересами, чуждыми духовной жизни. Если лучшие их представители, иудеи, которым было дано Откровение, и греки, искавшие высшей мудрости, по слову Апостола, воспринимали Христа распятого как соблазн и безумие, то что говорить об обычных, погруженных в земные заботы людях?! Они ищут земного и человеческого – радости, покоя, благополучия, – а им говорят о подвиге, жертве, самоограничении и прочих неудобствах. Если со смертью все закончится, зачем работать над собой, ставить трудные духовные задачи, бороться с грехом и пороком?! Не лучше ли устроить «пир во время чумы» и наслаждаться малым временем жизни и ее радостями?

Однако «Бог так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). И тот же Всеблагой Создатель никого в этом мире не избавляет от трудностей, страданий, от несения креста. Чтобы люди «труждающиеся и обремененные» нашли Избавителя, пришли к Кроткому и Смиренному сердцем и обрели покой, чтобы они добровольно взяли на себя иго Его благое и легкое бремя исполнения заповедей и обрели жизнь вечную (Ср. Мф. 11, 29). Страдание отрезвляет, заставляет серьезнее отнестись к вопросам вечности, смысла жизни, правды и своей будущей участи.

Христос – пробный камень, определяющий подлинность золота души, и предмет пререканий, открывающий помышления сердец всех живущих на земле (Ср. Лк. 2, 34-35). Отношением к Себе Он разделяет людей на спасающихся и погибающих, на тех, кто стремится к жизни вечной, и тех, кто отвергает ее. Так же и Крест Христов является критерием истины и мерилом правды. Он разделяет всех людей на разбойников благоразумных, которых страдание вразумляет и приводит ко спасению, и неразумных, которые только еще больше ожесточаются.

Почему неразумные не могут принять слова о спасении? Христос говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мф. 16, 24). Очень многие не могут отвергнуться себя и своих желаний, им это чуждо и непонятно. А проблема начинается с неверия, с того, что они ограничивают себя и смысл своего существования этой земной жизнью.

Но мы с вами, дорогие братья и сестры, верим, что душа вечна, что благо человеку в уподоблении Богу и соединении с Ним, для чего необходимо отвергнуться себя, своих страстей, себялюбия – только тогда можно быть со Христом и приобщиться радости вечной жизни.

Христианин, как воин на поле боя, должен думать не о сохранении своей жизни, а об исполнении воли Небесного Отца, и не прилепляться ни к чему в этой жизни. «Плачущие должны быть как не плачущие, и радующиеся как не радующиеся… и пользующиеся миром сим как не пользующиеся» (1 Кор. 7, 29-31). Такие хвалятся вместе с Апостолом не своей исключительностью, а только немощью и Крестом Христовым, которым они распяты для мира, а мир для них. Потому что, отрекаясь от себя и от своих мирских, греховных желаний, христианин обретает великие духовные сокровища. А кто не хочет отрекаться от себя и от своих страстей, пытается сберечь свою душу в этом мире, рискует совсем потерять ее.

И потому мы, дорогие братья и сестры, поклоняясь Животворящему Древу Господню, прежде всего свидетельствуем о своей вере и твердом намерении следовать за Спасителем, чего бы нам это ни стоило, даже отдать жизнь, если потребуется. А наипаче умрем для греха, для самолюбия и своих хотений, чтобы очиститься и воскреснуть со Христом в жизнь вечную. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов).

 

1 Неделя 3-я Великого поста, стихиры на Господи воззвах.

27 сентября 2017