Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)
Московский патриархат
Русская духовная миссия
в Иерусалиме

Успение Пресвятой Богородицы на Святой Земле

Празднование Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле традиционно проходит боговдохновенно и благодатно. Ведь именно по этим местам ступали пречистые стопы Матери Божией, здесь она родилась, возросла, вошла в храм и Святая Святых. Здесь её святые родители Иоаким и Анна пречистой жизнью и молитвой соделали Ее благодатное рождение. Тут же Она была погребена святыми Апостолами, и чудным образом восхищена на небо Господом. Вся жизнь, и непростой, тернистый крестный путь Владычицы свершался волей Божией  в местах Святой Земли, пропитанных  той дивной благодатью, которую несла в себе Богородица. Ощущают и причащаются этой благодати и поныне все те, кто удостаивается с верой и благоговением присутствовать на иерусалимских празднованиях Успения Пресвятой Богородицы. Здесь этот праздник именуют еще «вторая пасха», потому как духовная радость великая, и сравнима по ощущениям с пасхальной.

Кончину Божией Матери Церковь называет «успением», а не смертью, потому что смерть, как возвращение земле ее тела, а духа Богу, не коснулась Благодатной.  «Побеждены законы природы в Тебе, Дева чистая – воспевает Церковь – в рождении сохраняется девство и со смертию сочетавается жизнь: пребывая по рождению Девою и по смерти живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечно-блаженной, и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она почила сладким сном, после тяжкого бодрствования Её многоскорбной жизни, и «преставилася к Животу», то есть Источнику жизни, как Матерь жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души людей, вселяя в них Успением Своим живое предощущение жизни вечной. Поистине «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».

Подходит к концу Успенский пост, который длится с 14 по 28 августа, и приходит время радостного праздника Успения. Ознаменовывают начало празднеств божественные литургии, которые проходят с 24 на 25 августа в местах Иерусалима, связанных с Богородицей и Её последними днями. Это Святогробский храм, Гефсимания, Малая Галилея, а так же Гефсиманское подворье, находящееся напротив входа в храм Гроба Господня, где весь год хранится плащаница Божией матери. 28 августа Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения. Однако Иерусалимская  Церковь празднует Успение 25 августа. Ей на Святой Земле принадлежит гроб Матери Божией (впрочем, не только ей, но еще армянской и сирийской Церквям). Находится сей гроб в Гефсимании. Именно к нему после завершения Божественных праздничных литургий в старом городе,  начинается величественный крестный ход. Он имеет древние традиции. Вот как рассказывает об этом  шествии член Императорского православного палестинского общества проф. А. Дмитриевский в 1905 году. Следует отметить, что числа в рассказе приведены по старому стилю. «12 числа августа месяца, рано утром (около 2-х часов ночи), еще до восхода солнца, в Гефсиманское подворье собираются многочисленное святогробское духовенство, клирики, певчие и неисчислимые толпы богомольцев, занимающих не только площадь перед зданием подворья, терассы Авраамиевского соседнего монастыря, кровли прилегающих домов, но и все улицы, по которым должна пройти процессия в Гефсиманию. Крестный ход, в воспоминание перенесения свв. Апостолами пречистаго тела Богоматери с Сиона в Гефсиманию, совершается в таком порядке: впереди идут клирики с крестами и свечами, далее следуют певчие, за ними диаконы и иеромонахи в священных облачениях попарно, с возженными свечами в руках, и в конце процессии гефсиманский игумен, имея через плечо широкую шелковую перевязь, на которой покоится плащаница Богоматери, поддерживаемая игуменом, на бархатной подушечке. Два диакона с кадилами и свечами идут по бокам игумена. Толпы богомольцев, имея в руках зажженыя свечи, следуют за процессиею до самой Гефсимании, куда она приходит, едва солнце появится на небосклоне. Пение священных песнопений на греческом и славянском языках, при чем в хоре русских певцов главное место занимают наши паломницы, не прекращается во всё время длинного пути. По приходе, плащаница Успения полагается в каменной пещере на ложе Богоматери, одетое ныне белым мрамором. Здесь эта плащаница и остается до 14 числа на поклонение молящихся. Храм гефсиманский стоит в эти дни открытым для посетителей с раннего  утра и до поздней ночи.» 

С тех времен изменилось не очень многое. Время крестного хода несколько поменялось – начинается он в районе 4-30 утра, впрочем, так же, как и более века назад – затемно.  Состав участников шествия всё тот же, и наводняют они улицы Старого Иерусалима, но только улицы, на крышах никого не заметно. В наше неспокойное время туда вряд ли кого пустят. Духовенство, очень много монахов, а особенно монахинь, паломники, среди которых преобладают русские, греки и румыны.  Часто слышна экзотичная, но приятная на слух греческая речь, песнопения на разных языках. Все в радостном предвкушении, с зажжеными свечами и сияющими глазами, в духовной радости, неподалёку от храма Гроба Господня, готовятся свершить благоговейное шествие, традиция которого восходит из глубины веков. Гефсиманский игумен все так же на шелковой перевязи несет плащаницу Богородицы, в окружении фимиама, диаконов и духовенства. 

Следует с уважением вспомнить то событие, в честь которого совершается сей крестный ход. А именно погребальное шествие, провожавшее в последний путь Богородицу, которое было совершено Апостолами почти 2000 лет назад по той же земле и в тех же местах, где теперь проходит современный успенский крестный ход. Славным и наполненным чудесами Божиими было то шествие. Вот как описаны те события в «Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы на основании Священного писания, свидетельств св. Отцев и церковных преданий» издания 1904 года Русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря.

«Оплакав свою потерю на земле, но духовно утешившись приобретением на небе всесильной Заступницы и Молитвенницы к Богу, Апостолы приступили к погребению Богоприемнаго тела Пресвятой Девы. Свв. Петр,  Павел и Иаков, с прочими главными Апостолами, понесли на раменах своих одр, на котором возлежало пречистое тело; св. Иоанн шел впереди с райскою светозарною ветвию; прочие же святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Апостол Петр начинал пение псалма: во исход Израилев от Египта и других торжественных гимнов; и все согласно сливали с ним голоса свои, повторяя после каждого стиха «аллилуия»! Но – говорит св. Дионисий – «всех священнотаинников превосходил великий Иерофей, как-бы вышед из тела и весь изливаясь в песнопениях, так что, видя сочувствие его воспеваемому, все – и знакомые и не знакомые – почитали его Боговдохновенным». В таком порядке это величественное шествие тронулось от Сиона, направляясь через Иерусалим в Гефсиманию. При первом движении его, над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Её внезапно появился обширный и светозарный облачный круг, на подобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский: радостное и пресладкое пение небесных сил, прославлявших Божию Матерь, слышалось путешествующим и согласно вторило земным голосам. Этот круг с небесными певцами и сиянием несся по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения.

Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия, и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам; а эти, пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, послали слуг и воинов своих, чтобы они разогнали провожавших и самое тело Марии сожгли. Возбужденный народ и воины с яростию устремились на христиан; но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как-бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали; многие из них, быв поражены слепотою, шли прямо на дома и стены и разбивали себе головы».

Предание свидетельствует и о другом чудном событии, сопровождавшим погребение Пресвятой Богородицы. «Проходил тем путем, где следовало шествие, один из иудейских священников, по имени Афоний. Когда облако поднялось кверху, он ясно увидел св. Апостолов и всех верных, торжественно провожавших тело Богородицы. Сердце его исполнилось завистью, прежняя злоба против Христа закипела в нём, и он воскликнул: «вот какую почесть воздают телу, которое родило льстеца, разорившего закон отцов наших»! И с этими словами, будучи силен, яростно бросился к одру, с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками до одра, как Ангел, невещественным мечем отмщения Божия, отсек ему обе руки: обрубленные части их прильнули к одру, а сам Афоний повергся на землю с криком. «Горе мне»! Св. Петр, остановив шествие, сказал Афонию: ты получил то, чего заслуживал; итак убедись теперь сам, что Господь есть Бог мститель и что он не медлит! Твоих ран мы исцелить не можем; разве соизволит на то Господь наш Иисус Христос, против Которого вы неправедно восстали и Которого убили. Но и Он не захочет исцелить тебя, пока не уверуешь в Него всем сердцем твоим и не исповедаешь устами, что Он есть истинный Мессия – Сын Божий»! Тогда Афоний, встав с земли, восторженно произнес: «верую, что Иисус есть предвозвещенный Пророками Спаситель мира, Христос! Мы и прежде видели, что он есть Сын Божий, но омраченные завистью и злобой, не захотели признать в нём величие Бога и довели его неправедно до позорной смерти. Он же силою Божества воскрес в третий день и посрамил нас, ненавистников Своих! Напрасно мы старались утаить воскресение Его, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространившуюся о Нём.» Св. Апостолы, услышав эту гласную исповедь и видя искренность раскаяния грешника, духовно возрадовались, и св. Петр повелел Афонию, с усердной молитвой к Пресвятой Деве, приложить остатки рук к частям, висящим у одра. По исполнении этого, руки срослись и исцелели, и на месте отсечения остался лишь легкий знак. Тогда Афоний повергся перед одром Богоматери и, стоя на коленах, стал ублажать Её многими хвалами, приводя из Священного Писания пророчества о Ней и о Сыне Её».

Ощущают благодать и радость участники крестного хода и поныне. Очень светлые впечатления остаются у присутствующих. «Не знаешь, ступаешь ты  по земле или по небу», – так описывает свои чувства одна из монахинь Русской Духовной Миссии, участница крестного хода. Люди, с благоговением и верою участвующие в крестном ходе, щедро одаряются Господом вдохновением и радостью! Они преодолевают большие расстояния, чтобы прибыть сюда, и в паломническом служении прикоснуться к этой древней и истинной радости.

Но вернемся к древнему Апостольскому шествию, которое достигло Гефсимании. Там началось последнее оплакивание и целование пречистого тела. Вот как Боговдохновенно и огненно оплакивал отход Владычицы Апостол Павел, сосуд избранный.  «Весь изступлен, весь восхищен, весь обожен, Павел глагола: «О чудесе! Како затворишася девственныя очи, от самых пелен ангелы зрети навыкшия? Како Питательница Жизни смертию объята бысть? Како не сохранися безсмертна, яже нетленна и по рождестве сохранна бысть! Како Лествица небесная, по ней же сниде Бог к человеком, во гробе затворитися грядет! Како гора превысокая Божия и великая на мале одре лежит, в ней же Господь вселися до конца! Како жезл присноцветущ ныне увядший зрится? О преславнаго зрения! О непостижимаго таинства! О глубина богатства, премудрости и разума Божия!.. Почто отлете от нас, Своих рабов, Голубице неблазная? Почто удалися от нас, горлице сладкогласная? На кого воззрим прочее? Кто нам провещает? Кто уже от наветов иудейских печаль нашу утешит? На Тебя бо зряще, Онаго мнехом зрети, из Тебе неизреченно возсиявшаго. Вознесеся Спас: и мы надежду нашу всю на тя имехом, и сладце терпехом труды и гонения о проповедании истины. Ныне же последнее сиротство объя нас. Како внезапу угасе, Светильниче Незаходимаго света? Но смотрение Божие есть еже на тебе бываемое, а не одоление смертное: ниже возмогла бы приразитися Тебе, Мати Живота, смерть, Твоим Сыном умертвившаяся. Но яко да не почтется привидением истина вочеловечения, сего ради Ты, подобно безсмертному Твоему Плоду, естества долг отдаеши».  Лишь к вечеру того дня св. Апостолы смогли положить пречистое тело во гроб, и закрыть вход в пещеру большим камнем.

Когда крестный ход 25 августа 2012 года достигает дверей гроба Матери Божией в Гефсимании, греческий игумен, архимандрит Нектарий, полагает плащаницу на белое мраморное ложе Богоматери. 

Здесь плащаница остается до 27 числа, когда патриархом иерусалимским в сослужении членов святогробского братства, митрополитов и архиепископов, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и священников-паломников, и всех присутствующих будет проведено торжественное погребение Богоматери. Двадцать восьмого же августа Иерусалимская Церковь воспоминает славное вознесение на небо Богоматери с пречистою плотию. 

И вот наступает 27 августа. В этот день патриарх иерусалимский Феофил III совершает чин погребения Владычицы. Вступая через дверь готического фронтона под свод широкой галереи, с сорока восьмью мраморными ступенями, ведущими внутрь подземной базилики, патриарх останавливается на верхней площадке. Здесь его ожидает духовенство в священном облачении, со святым Евангелием и иконой Успения, около священников стоят дьяконы с кадилами и свечами. Патриарх надевает мантию, принимает жезл в левую руку, целует Евангелие и икону 

Успения Богоматери, а затем, взяв в правую руку св. животворящий крест, спускается вниз по лестнице, благословляя всех присутствующих. Чинно и благолепно, как десятилетия и столетия назад, с сохранением всех традиций, проходит торжественное погребение Богоматери. 

По окончании последования погребения, после  прикладывания к плащанице, патриарх, архиереи, все духовенство и почетные гости выходят из храма. Паломники, богомольцы не покидают Гефсиманскую пещеру, а терпеливо ожидают своей очереди, чтобы приложиться к плащанице Успения. С глубоким чувством благодарности и любви обращаются они к Заступнице рода христианского, по Успении Своём нас не оставляющей, с мольбами о помощи себе, своим близким и Отечеству нашему.  Так подходит к  завершению чин погребения Богородицы.

До отдания праздника, богомольцы ежедневно посещают Гроб Богоматери, и прикладываются к плащанице, возлежащей на одре посередине храма.

Пятого сентября, в день отдания праздника Успения, приходит в движение еще раз весь православный Иерусалим. И снова собираются  малые и старые, мужчины и женщины, ко Гробу Богоматери. По древнему обычаю, после окончания литургии,  плащаница Успения Богоматери износится архимандритом Нектарием из храма Гефсиманского. Ему предшествуют монахини с цветами и зажжёнными свечами, за ними следует духовенство, архиереи, а после них почетные миряне, благоговейные паломники и прихожане. Улицы старого Иерусалима, убраны цветами и ветвями лаврового дерева. Толпы народа провожают плащаницу – многие со слезами на глазах. Процессия попеременно на разных языках поёт тропарь праздника Успения Божией Матери: «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородица, преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами твоими избавляеши от смерти души наша». 

Плащаница полагается снова в Гефсиманском подворье, и хранится здесь до следующего года.  

Сквозь столетия  и тысячелетия христиане хранят ту благодать, которую явила в мире Божья Матерь. Посетите Святую Землю, и прикоснитесь к тому, что бережно сохранили наши предки, к тому, что сохраняется и сейчас. И с помощью Божией, сохранится во веки веков.

Василий Бахарев