Праздник Пятидесятницы в сердце Святой Земли

Не случайно главный русский храм Святой Земли посвящен Святой Троице: в стране, до наших дней живущей ветхозаветными установлениями, весть о том, что Единый истинный Бог, веру в Которого здесь так истово хранят, есть Троица, и ныне – непостижимая Тайна. Но в то время, как человек древности невооруженным глазом мог видеть где-то на небе лишь одну звезду, новый человек, просвещенный откровением и знанием, способен различить блеск трех равных звезд. И именно об этом откровении гласно свидетельствуют молчаливые камни русского Троицкого собора, доминирующего над Старым Городом с возвышенности Русского Подворья.

6 июня, в канун главного праздника русского церковного присутствия в Святой Земле – дня Святой Троицы – в Троицком соборе Иерусалима было совершено всенощное бдение, которое, в сослужении духовенства Миссии, возглавил Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов).

Во время сугубого моления – литии – были возглашены прошения о церковных властях, воинстве и всех людях, о спасении Святого Града и умирении враждующих, о ниспослании благости Божией и изобилии земных плодов в Богохранимом российском Отечестве и стране сей, о избавлении верных своих от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Затем архимандрит Александр благословил принесенные в храм дары – хлеб и пшеницу, вино и елей.

Во время полиелея духовенство Миссии в центре совершило величание праздника, затем было прочитано особое Евангельское зачало, повествующее о явлении апостолам Господа нашего Иисуса Христа после Святого Воскресения.

7 июня, в день Пятидесятницы, архимандрит Александр возглавил в Троицком соборе Божественную литургию свт. Иоанна Златоустого. Его Высокопреподобию сослужили члены Миссии игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркаряна), а также клирик Миссии диакон Илия Драчук.

Апостольское чтение праздника повествовало о нисшествии Святого Духа на апостолов в видении языков огненного пламени: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого».

Евангельское зачало говорило о всегдашней распре иудеев о Христе: «Многие из народа… говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?.. Итак произошла о Нем распря в народе». Завершалось же чтение словами призыва Христа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни!»

По окончании Божественной литургии была совершена вечерня с великим прокимном «Кто Бог велий, яко Бог наш», во время которой священнослужители, преклонив колена и обратясь к коленопреклоненному народу, прочли три молитвы святителя Василия Великого «на разрешение коленопреклонений». По завершении вечерни было совершено славление праздника и возглашено уставное многолетие.

В тот же день по благословению архимандрита Александра член Русской Духовной Миссии иеромонах Афанасий (Букин) принял участие в богослужении Святой Пятидесятницы, которое в Храме Гроба Господня возглавил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III.

Вновь и вновь, из года в год, после еврейского праздника Пятидесятницы в Иерусалим приходит иной праздник, который благовествует о том, что Единый Бог, Бог Авраама, Исаака и Иакова, есть Бог Единый в Трех Лицах. Этот престольный праздник русского собора - День Святой Троицы.

Пресс-служба Русской Духовной Миссии