Проповедь Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III в День Святого Духа в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Проповедь Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III в День Святого Духа в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

«И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:49) – говорит Господь Своим ученикам.

Ваше Высокопреподобие отец Александр
представитель Его Святейшества,
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Иерусалиме,

Возлюбленные во Христе братья и сестры,
благочестивые христиане.

Сегодня благодать Духа Утешителя собрала всех нас в этом святом храме Духовной Миссии в Иерусалиме братской Русской Православной Церкви, чтобы евхаристически совершить празднование «Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогушему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется»[1].

«Сегодня, – согласно свт. Григорию Богослову, – мы празднуем Пятидесятницу ипришествие Духа, и окончательное совершение обетования, и исполнение надежды. И какое таинство, сколь великое и досточтимое!»[2]

Поистине это таинство, т.е. исполнение Святым Духом всех учеников, собравшихся вместе единодушно в доме (см. Деян. 2:1-2), великое и досточтимое. И это потому, что, во-первых, апостолы «исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4); а, во-вторых, потому, что этот Дух есть Дух Сына и Слова Божия, Господа и Спасителя нашего Христа, составляющего весь устав Церкви. Согласно же слову Господа, «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Этот же «Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном един и неделим»[3], как богословствует святой Григорий.

Согласно же божественному Павлу, «Плод же Духа таков: любовь, радость, мир, терпение, дружелюбность, милосердие, вера, кротость и самообладание» (Гал. 5:22-23). Говоря о различных духовных дарованиях, мудрый Павел говорит: «все это [т.е. дарования] производит один и тот же Дух, по Своей воле раздающий каждому свое. Это как тело: оно одно, а частей у него много. И хотя частей у тела множество, все они – одно тело. Вот так и Христос. Ведь все мы, иудеи и эллины, рабы и свободные, крестились в одном Духе и в одно тело; все мы одним Духом напоены» (1 Кор. 12:11-13).

Это тело, в которое мы крестились, возлюбленные братья и сестры, есть ничто иное, как тело Церкви, т.е. Тело Христово, к которому мы приобщились через дар и общение Святого Духа, и облеклись в нового человека (см. Кол. 3:10). Поэтому и свт. Кирилл Александрийский, объясняя слова Господа «лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин.16:7), говорит: «Мы нуждались в том, чтобы стать общниками и причастниками (2 Пет. 1:4) Божественной природы Логоса, или скорее, чтобы мы оставили эту жизнь нашу и преобразились в другую и перешли к обновлению жизни угодной Богу. Однако, нам было невозможно достигнуть этого иным образом, разве только через приобщение и причастие Святого Духа. И вот подобающее и надлежащее время для послания Святаго Духа и Его нисшествия к нам, очевидно, настало благовременно наконец после отшествия отсюда Спасителя нашего Христа»[4].

Именно сила и действие Святого Духа составляет весь устав Церкви, как говорит и песнопевец: «Все подает Дух Святой: источает пророчества, священников поставляет, простецов мудрости научил, рыбаков богословами явил, составляет весь устав Церковный»[5].

Поистине Святой Дух, сойдя на апостолов, соделал сердца их чистыми и до самой глубины обновил их души. «Дух правый – это Дух Божий», как разъясняет прп. Исихий Иерусалимский. Согласно же Оригену, «сначала сердце соделывается чистым, а затем правый Дух обновляет внутренняя», как говорит и псалмопевец: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12).

Этот правый Дух есть ничто иное, как Дух единства и мира во Христе. Это именно тот Дух, который поддерживает единство не только среди верных, но и в Теле Церкви, согласно призыву Божественного Павла, говорящего: «прошу вас: <…> живите же достойно этого призвания, <…> старайтесь сохранить единство духа.  Одно тело, один дух, равно как и одна надежда, к которой вы призваны» (Еф. 4:1-4). Схожим образом увещевает христиан Филадельфии и сщмч. Игнатий Богоносец, говоря: «любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он – Отцу Своему»[6].

Следует отметить, что силою Святого Духа апостолы говорят на языках, всех народов, собравшихся в Иерусалим на великий и славный день Пятидесятницы, о великих делах Божиих (см. Деян. 2:1-11).

«Великие дела Божии» (Деян. 2:11), то есть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3) призваны все Поместные братские Православные Церкви являть всеми возможными способами и особенно в современном мире смятения, беззакония и отступничества, прислушиваясь в Духе к словам песнопевца: «Некогда языки были смешаны за дерзость построения Вавилонской башни; ныне же языки мудрости исполнились через славу богопознания. Там осудил Бог нечестивых за согрешение; здесь Христос просветил рыбаков Духом. Тогда неспособность изъясниться явилась в наказание; ныне же обновляется согласие ко спасению душ наших»[7].

Мы, возлюбленные братья и сестры, как «световидные чада Церкви»[8], просим Пресвятую Деву и Матерь Божию, «Богу Слову плоть взаимодавшую»[9], чтобы Ее молитвами в нас вселился Дух Истины. Взывая вместе с песнопевцем, воскликнем: «Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, как и с Апостолами Твоими был всегда, так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, дабы мы, с Тобою сочетавшись, воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего»[10]. Аминь. Многая лета!

______________

[1] Синаксарь в понедельник по Пятидесятнице, сиесть Святаго Духа.

[2] Григорий Богослов, свт. Слово 41. На Святую Пятидесятницу.

[3] Григорий Богослов, свт. Слово 41. На Святую Пятидесятницу.

[4] Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. 10.

[5] 3-я стихира на Господи Воззвах в праздник Пятидесятницы.

[6] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к филадельфийцам, 7.

[7] Стихира на стиховне на Слава и ныне: на вечерне Пятидесятницы.

[8] Ирмос 5-ой песни 2-го канона на утрени Пятидесятницы. 

[9] Ирмос 9-ой песни 1-го канона на утрени Пятидесятницы.

[10] Икос по 6-ой песни на утрени Пятидесятницы.