О чем болит сердце Иерусалима?

О чем болит сердце Иерусалима?

- Благословите, Ваше Высокопреподобие. Мы рады видеть Вас у нас в гостях. Вы привезли нам свет и тепло со Святой Земли. Спасибо, что согласились побеседовать с «Православным Собеседником».

- С радостью!

- Вы возглавляете Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Иерусалим – это сердце нашего христианского мира. Сердце любящее и израненное. О чем сегодня болит это сердце? О чём болит Ваше сердце?

- Сегодня, наверное, самое важное для всех нас – оставить величайшее свидетельство христианства там – в Иерусалиме, потому что это знаменательный город, как вы правильно отметили, для всего христианского мира. В чем, по сути, смысл паломничества сюда, зачем приезжают в Иерусалим люди разных христианских объединеий и направлений?  Они приезжают сюда укрепить свою веру! Это – самое важное, что даёт нам святой град Иерусалим. Гроб Господень, куда мы приходим, и все те святые места, которые связаны с Евангельской историей и с которыми мы соприкасаемся, – всё укрепляет веру. И это очень  важно! Ибо в нашем мире всё меньше остаётся живых свидетелей этой веры.

Когда мы рядом с собой имеем, скажем, таких святых людей как преподобный Серафим Саровский, то мы знаем, как он сам говорил: «У меня здесь всё есть: и Иордан, и Иерусалим, и Афон». Да, но…это – прп.Серафим Саровский! Кто рядом был с ним, тот  согрелся в лучах его благодати. А у кого рядом сегодня «лучей» нет, кто порабощён рутиной повседневной жизни,  наступает момент, когда становится для него необходимым живое подкрепление веры. И паломничество – одно из серьёзнейших направлений в этом плане.

Первое же соприкосновение с Храмом Гроба Господня, с Кувуклей – с  той пещерой, где лежал Господь, с Гефсиманией, с Вифлеемом, с Базиликой Рождества Христова…меняет человека: он вдруг начинает духовно отогреваться – всё  житейское, вместе с трудностями в пути и бытовыми проблемами, отходит в сторону, остаются только самые главные, основополагающие моменты восприятия своей веры. Вера человека становится реальностью, а не только воспоминанием исторических событий и географических мест. Люди уезжают оттуда окрылёнными! Посчитать, сколько людей приняли крещение на Святой Земле, – невозможно!

В определённые годы, в основном со смертью архимандрита Антонина (Капустина), Русская Палистина уже сформировалась и перестала расширяться. Определенные места - Библейские и Евангельские - были приобретены нами, там были построены храмы, сооружения… Но в новейшее время от Королевской семьи Иорданского Хашимитского Королевства Российское государство получило в подарок участок земли на берегу Иордана. На этой земле построили замечательный паломнический дом и храм во имя Иоанна Предтечи. Это уникальное место. Паломнический дом находится у самой реки Иордан, куда попасть довольно трудно: на том самом месте, где исторически уже подтверждено и архиологически доказано, что там происходило само Крещение Господа нашего Иисуса Христа, поэтому оно и называется местом Крещения. Я вспомнил сейчас об этом потому, что человек обновляется в паломничестве почти всегда. Например, люди приезжают в Акаба (Прим: портовый город в Иордании на побережье Акабского залива в Красном море) из соображения отдыха, туризма, совершенно не думая о том, что в их духовной жизни должно что-то произойти. Но у них есть возможность попасть на место Крещения Христа, то есть на то место, о котором я сейчас говорил. И у этих людей вдруг появляется непреодолимое желание принять крещение в водах Иордана – Господь неожиданно открывается для них.

 Я привел сейчас в пример это место. Но это может относиться к любому другому святому месту, существующему в Палестине, где человек чувствует по-особому присутствие Божие.  В сердце человека, в его душе происходит внутреннее обновление или желание обновления, некое просветление…и он тогда принимает крещение. Многие венчаются. Причём – пожившие ни один десяток лет и имеющие внуков. Люди чувствуют, что это то святое место, где Господь очень близок к ним, и эта близость порождает неожиданные решения.

- о.Александр, несколько слов о Благодатном огне. Ведь есть люди, которые не верят в это, а для нас это – Таинство. Только ведь маловерие рождает у людей сомнения.

-  Это дело веры! Мы никогда не трогаем этот вопрос и никого не собираемся убеждать. Всё, что связано с Богом, - дело веры. Пойти, например, в храм и принять Тело и Кровь Христово… - если это делается без веры, то, знаете, это в суд или в осуждение. Человек спасается верой! Как Господь в Евангелии говорил каждому, кто обращался к Нему: А веруешь ли? По вере твоей да будет тебе! Если веры нет, так и не происходит чуда!

Так же происходит и здесь, во время схождения Благодатного огня. Здесь сконцентрирована вера людей (самых разных национальностей, государственной принадлежности, гражданства), которые приехали сюда, на Святую Землю, в ожидании этого чуда. И Господь не может не видеть этой силы веры. Чудо совершается каждый год. И  по вере человека даётся ему ощутить это Чудо, пережить его, принять этот Огонь, умыться им, как многие делают...

- И ведь ни один физик не может объяснить Таинство Благодатного огня, его необжигающее пламя.

-Да! Объяснить невозможно! А явление – есть! И для верующего человека объяснение не так  важно. Для меня является эталоном измерения духовной пользы – с чем уедет человек отсюда. А если человек ищет только «чуда», то, по Евангелию, это «чудо» ему может и не дастся.Если человек верит в то, что происходит, имеет внутреннее благоговение перед  святым местом – перед  Камнем Помазания, на Его Гробе – плите, где лежало Тело и где Воскрес Иисус Христос, – то Господь как бы венчает его веру чудом снисхождения Благодатного огня. Это – Свет Христов, который просвещает души.

Благодатный огонь, как Вы знаете, приходит во время молитвы Иерусалимского Патриарха в Кувукли. И там, кроме него, никого нет. Но, скажем так, не по разуму ревностным представителям других Церквей непонятно: почему именно для православного Патриарха происходит такое событие чудесное, а для их патриарха – нет. И… свою логическую цепочку рассуждений они превращают в богословские исследования… Чудо Благодатного огня даётся для того, чтобы укрепить людей в вере! И ревность здесь ни к чему!

Газета "Православный Собеседник", №6 (22), июнь 2019 г.