English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

Проповедь на Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Проповедь на Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Мы сегодня воспоминаем славное Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и для Русской Духовной Миссии это особенный праздник. Потому что все подвизающиеся в Миссии сестры принадлежат Горненской обители, которая расположена на том самом месте, где жили родители святого Предтечи, св. праведные Захария и Елисавета. Там находился их дом, где они с терпением и упованием многие годы молились Богу о даровании им чад, там появился на свет и вымоленный ими Праведник. А незадолго до этого, спустя пять дней после Благовещения, здесь состоялась знаменательная встреча, когда Матерь Божия «прииде в Горняя со тщанием» и приветствовала свою родственницу Елисавету, которая во чреве носила уже святого Предтечу.

В этот момент земля встретилась с небом, Ветхий Завет – с Новым. Когда две великие жены, Матерь Спасителя нашего Иисуса Христа и мать величайшего из рожденных женами Иоанна, облобызались, тогда человек Ветхого Завета, последний его пророк, впервые встретился духом с Новым Адамом Христом, ожидаемым веками Праведником. Узрел и взыграл еще во утробе матери Предтеча, а в его лице все человечество возрадовалось пришествию Избавителя.

Если Матерь Божию называют Зарею Таинственного Дне, а Благовещение – главизной, т.е. началом, нашего спасения, то Рождество Предтечи является самим восхождением Солнца Правды Христа. Младенец Иоанн возрадовался во чреве матери, потому что увидел первые ослепительные лучи этого Духовного Светила, Спасителя мира.

Предтеча был предназначен еще до рождения к выполнению труднейшей миссии, подготовке людей к переходу от формального исполнения буквы закона к духовному восприятию, становлению на путь нравственного совершенствования. На это служение мог быть поставлен только совершенный человек, освященный Духом от утробы, и не случайно Господь называет его величайшим из рожденных женами и ангелом, которому надлежит приготовить для Него путь. Поэтому с самого своего рождения Иоанн проходит сквозь горнило искушений.

С первых дней появления на свет он, как и 14 тыс. Вифлеемских младенцев, стал исповедником и телохранителем младенца Христа, пострадав за Него от гонителей. По этой же причине он очень рано остался сиротой, потому что его отец, праведный Захария, был убит в Храме между алтарем и жертвенником, не желая выдать супругу и ребенка. А святая Елисавета, которая убежала с младенцем в пустыню и чудесным образом скрывалась от преследователей в горе, умерла через сорок дней после рождения Иоанна.

Долгие годы Господь чудесным образом хранил и воспитывал отрока в пустыне, где он научился суровым подвигам воздержания, пока он не вышел на свое служение. А служение его заключалось в том, чтобы подготовить людей покаянием, исправлением нравов к пришествию Избавителя. «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2), – учил он толпы народа, приходившие к нему в пустыню за советом и наставлением.

Он тот, о ком свидетельствует Исаия: «Глас вопиющаго в пустыне: правы творите стези Его, всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится» (Ис. 40, 3). Он называется Ангелом, т.е. посланником Мессии, потому что посылается приготовить путь для Него, чтобы всякая ложбина и впадина была выровнена, а всякая гора и холм срезаны для победного шествия Христа по земле. Это значит, что всякий изъян и недостаток человека должен исправиться, всякая гордыня и превозношение смириться, чтобы люди были способны принять Спасителя в своем сердце, а вместе с ним радость избавления от тирании греха.

Всей своей жизнью Предтеча послужил Спасителю. Он был последним пророком Ветхого Завета и первым – Нового; он был мучеником за правду, потому что пострадал от правителя, обличая его грехи. А до этого всю жизнь Креститель был бескровным мучеником, девственником, подвижником и первым монахом.

Но он был велик не только подвигами, не только тем, что жил в пустыне, почти ничего не ел, не пил никогда вина и облачался в грубую одежду. Предтеча был велик своим великодушием, смирением, самоотверженностью в служении. Будучи другом Спасителя, Его поклонником и служителем, он не стал ходить за Ним, но самоотверженно выполнял свою миссию в мире, почти никогда с Ним не пересекаясь. Даже, можно сказать, юродствовал, когда посылал учеников спросить: «Ты ли Грядый, или иного чаем?» (Мф. 11, 3). Конечно, он знал, что это Спаситель мира Христос, но не боялся показаться незнающим ради пользы учеников, чтобы они познали Мессию по делам Его.

Рождение праведника – великое благословение для людей, потому что молитвами праведников держится мир. Но призвание праведника – обличать неправду в этом мире. Он является эталоном, свидетелем правды Божией, примером и призывом к исправлению, и потому праведников всегда гнали. Самим своим существованием они обличают нашу совесть, воздержанием и скромностью обличают тех, кто много ест и роскошно одевается, милостью – тех, кто не делится с ближним. Но главное, ничего не имея, своим внутренним благополучием, любовью и радостью обличают тех, кто пытается весь мир приобрести, но страдает от пустоты души.

Святой Предтеча советует таким людям обратиться к Богу, покаяться и уверовать в грядущее избавление от Бога. И тот, кто слушает его, кто принимает обличение, обретает покой во Христе. Поэтому мы молимся этому великому Угоднику Божию, который с ревностью пророка Илии пришел исправить нравы человеческие, чтобы он и нам помог восполнить наши недостатки и немощи, смириться, победив всякое гордое превозношение. И тогда Господь сможет прийти в нашу душу, исправленную покаянием, и сотворить ее блаженной обителью Духа Святаго. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

07 июля 2018