Проповедь в Иерихоне на Собор 12-ти Апостолов

Сегодня мы воспеваем Апостолов Двоенадесятицу, ближайших учеников Христа, которых Он Сам избрал для проповеди Царства Небесного и которым дал особые на то силы и дарования, например, власть исцелять болезни и изгонять бесов. Избрал людей простых, некнижных, несановитых, чтобы еще более явной стала сила Божия, благодать, изливаемая из этих нехитрых сосудов на жаждущий слова истины народ.

«Святые Славные и Всехвальные Апостолы» святы, как отделенные из людей на служение Богу, славны, поскольку исполнились славы Христа, и всехвальны, потому что с самозабвением предались служению Богу, оставили свое и восприняли Божие. Простота и смирение хранили их от губительного превозношения, отравляющего и сердце, и слово, из него исходящее, а любовь и ревность по Богу подвигали их к подвигу апостольства, проповеди Царства Христова, которую почти все из них запечатали своей кровью и подтвердили мученической кончиной.

Апостол переводится как «посланник», представитель Бога на земле, уполномоченный Им огласить Его условия вечного спасения и призвать людей на путь следования им. И в этом смысле каждый настоящий христианин призван быть апостолом, не столько словами, сколько, в первую очередь, делами и своим внутренним устроением, своей жизнью. Потому что про заповеди знают все, что надо любить и не делать другому зла, а кто не знает, имеет судьей совесть, которая внушает то же самое, но все нуждаются в силе примера добродетельной жизни.

Как и апостолы, христианин призван изжить в себе ветхое и воспринять новое, избавиться от страстей и эгоизма, чтобы исполниться благодатью и силой Бога. А благодать пребывает только в смиренных и делает человеческое смирение Божественным дарованием и всепобеждающей силой. Да, знания и мудрость, которые открывает Своим последователям Христос, делают их сильными и освобождают от суеверных страхов. Но очень опасно начать превозноситься этими не нашими еще богатствами, начать думать, что мы чем-то лучше и выше прочих людей, еще не просвещенных верой.

«Знание надмевает, а любовь назидает, – говорит Апостол. – Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8, 1-3). Т.е. кто кичится внешним знанием, тот уклонился от любви, от подлинного познания в Боге и от мудрости во Христе.

Так в сегодняшнем апостольском чтении св. Павел указывает коринфским христианам, которые разделились на партии и кичились каждый своими учителями: Павлом, Аполлосом или Петром, – что они уклонились от истины. Вместо смирения и нищеты духовной они стали как бы мудры, крепки и славны в своем мнении о себе, в то время как апостолы по-прежнему пребывают в поношении, немощи и бесчестии среди мира сего, спасая мир юродством проповеди. «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» (1 Кор. 4, 8).

Апостол по-отечески наставляет коринфян не судить никого и не сравнивать одного с другим, предоставив это Богу, как и сам он не судит о себе и не сравнивает. Потому что от такого вынесенного суждения мы одних начинаем превозносить, «мудрствовать паче написанного», а других уничижать, да и сама оценка свидетельствует о гордости и присвоении себе не своего права и власти. Или если себя оцениваем, можем впадать в крайности, гордиться или унывать, потому что судим субъективно и пристрастно. Лучше смотреть на ближнего не с позиций знания или умственной оценки, а с позиции любви, себя считать хуже всех, трудиться в добре, а весь суд предоставить Богу.

Ибо мы ищем мудрости не человеческой, но высшей, Божественной. А «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3, 17). В ней нет места пререканиям, превозношению, зависти и соперничеству. Мудр по большому счету лишь тот, кто познал любовь, единение с Богом и людьми. Кто постигает духом это единство с Отцом Небесным и с братьями, перестает соперничать, доказывать свою правоту и уникальность, как мирские. Нам нечего делить, в Боге мы богатейшие люди, потому что Его любви, дарований и благ хватит на всех, бери столько, сколько можешь вместить. А вмещает больше тот, кто умеет отдавать и делиться, кто научился жертвовать и в любви уподобился Богу. Он и блаженство Его наследует, и силы творить добро ближним получит, потому что нет в нем эгоизма и гордости, которые не пускают в душу благодать.

Итак, будем стараться соответствовать своему предназначению и оказанному нам Господом доверию быть Его вестниками и посланниками в мире, чтобы спасительная благодать, утвердившись в наших сердцах, изливалась оттуда и на мир.

«Апостоли святии, молите милостиваго Бога», чтобы научиться нам вашей простоте, смирению, мудрости и любви, «да прегрешений оставление подаст душам нашим». Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)