Воскресная проповедь на память святых Отцев шести Вселенских соборов

Воскресная проповедь на память святых Отцев шести Вселенских соборов

Нынешнее воскресенье, дорогие братья и сестры, посвящено памяти Отцов шести Вселенских соборов, на которых было сформировано и утверждено спасительное учение нашей Православной Христовой веры. Но ценим ли мы это наследие? И зачем вообще нужна разумному человеку вера?

Мы привыкли ходить по земле, иметь твердую почву под ногами, как и в умственной деятельности руководствоваться логикой и фактами. Но не всегда в нашей жизни все так надежно, твердо и предсказуемо. Три четверти поверхности планеты занимают моря и океаны, а сколько еще непроходимых гор, лесов и болот, где так просто не походишь. И в области знаний очень много белых пятен и неразрешимых загадок. Вообще в жизни человеческой часто встречаются непредвиденные ситуации, когда ни знания, ни опыт, никакие человеческие средства не могут помочь, и тогда на выручку приходит вера. Человек вообще по природе ограничен, даже если силен и здоров, а что говорить о болезни или смерти, когда без веры в Бога никуда. И даже когда все хорошо она дает человеку направление движения и смысл жизни, указывая цель, скрытую за всеми препятствиями. Но спасает не всякая вера, а только та, которая соответствует истине, наша святая, Богом откровенная и Отцами выраженная православная вера в Бога, ставшего человеком ради нашего спасения.

Верующему реально помогает Бог, и даже если путь пролегает через бездну, Господь сделает его проходимым. «Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22, 4). Там, где по дну Чермного моря прошли израильтяне, египтяне потонули. А в Новом Завете Господь уже не рассекает море, не вмешивается так очевидно в естественный ход явлений, но дает силу ходить по самой воде, быть выше изменчивых обстоятельств.

В читаемом сегодня Евангельском повествовании Христос посылает учеников в море на лодке одних, зная, что ночью будет шторм. Он хочет, чтобы Его Церковь научилась в этой непостоянной стихии мира утверждаться в вере, надеясь во всем на Бога и Его всеблагой Промысл. Но для этого нужно твердо верить, что, с одной стороны, Христос не просто мудрый человек и образец нравственности, но Сам Бог, повелевающий стихиям. А с другой, что Он – их близкий Друг и Учитель, полагающий за них душу Свою, а не абстрактное Божество, не страшный призрак, ходящий по морю. Поэтому, приходя на помощь Своим испуганным и кричащим от страха ученикам, Господь их успокаивает: «Дерзайте, это Я, не бойтесь» (Мф. 14, 27).

Мы плывем в надежном корабле Церкви, которому не страшны никакие бури мира, но иногда Господь попускает нам личные ситуации, внутренние проблемы, когда надо с ревностью апостола Петра ступить на убегающую из-под ног водную стихию и, не взирая на волны и ветер, с дерзновением идти ко Христу. Господь хочет, чтобы мы научились быть выше обстоятельств и утверждались не на своих силах, но взирали только на Иисуса Христа и шли к Нему по тверди веры.

Но для этого, опять же, нужна вера во Христа и как всесильного и вездесущего Бога, и как подобного нам человека, дающего пример хождения по водам. Господь Сам прошел весь этот путь от земли на Небо через крест и воскресение в Царство Небесное и всегда готов протянуть руку помощи следующим за Ним. Имея такого Спасителя, мы должны дерзать по вере и ничего не бояться, восклицая с апостолом Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Филип. 4, 13). Если же вера, это утверждение в невидимом, в нас ослабевает, воззовем вместе с Петром: «Господи, спаси меня». И Христос тотчас спасет нас, как спас Петра, сразу назвав причину падения: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 30-31).

Такой спасительной верой является святое Православие, утвержденное на Вселенских соборах. Первые два собора, Никейский и Цареградский, защитили от последователей Ария истину, что Христос есть истинный Бог, а не одно из сотворенных существ. То, что Евангелие нам открывает Сам Бог, а не просто мудрый учитель, придает безграничный авторитет каждому его слову. А так называемые Халкидонские соборы, IV-й, V-й и VI-й, оттачивали формулу соединения во Христе истинного Божества и подлинного человечества.

Еретики, по гордости перестав взирать на Христа, мыслили по-человечески и искажали истину, умаляя человечество или Божество Спасителя, а святые Отцы отстояли и передали нам истинное вероучение. Водимые Духом Святым, они показали, что только совершенный Бог и совершенный Человек может спасти Адама. Не Божество в призраке человека и не мудрец с божественными полномочиями, а только Христос Бог, воспринявший человеческое естество во всей его полноте, может полностью его исцелить.

Итак, вера – единственное неложное утверждение в этом непостоянном мире. Св. Павел в сегодняшнем апостольском чтении говорит, что он, как мудрый строитель, положил основание, и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Но каждый пусть смотрит, что и из какого материала строит на этом основании: из золота, серебра, драгоценных камней или из дерева, сена или соломы, потому что огонь испытает дело каждого (Ср. 1 Кор. 1, 12-13).

Действительно, Отцы ценой многих жертв донесли до нас вероучение св. Церкви, запечатленное кровью мучеников, в центре которого находится краеугольный Камень – Богочеловек Христос. Этот пробный камень – мерило всякой ценности под солнцем – лежит во спасение и падение многих и «в предмет пререканий… да откроются помышления многих сердец» (Ср. Лк. 2, 34-35). На этом непоколебимом Камне мы призваны строить духовную храмину добродетели. Конечно, строить на Христе в любом случае беспроигрышно, даже из сена, все равно, по слову Апостола, человек спасется. Но чтобы спасаться не «как из огня», сохранив плоды земных трудов для вечности, надо строить не из временного, не из преходящих знаний и умений, но из того, что пребывает вечно: мудрости, веры и любви.

Да сподобит нас Господь уже в этой жизни научиться ходить по воде обстоятельств, возвышаться над переменчивой стихией мира сего, чтобы, утверждаясь на истинной вере и подлинном основании, подготовить себя к жизни в Царствии Небесном, где «Бог будет всяческая во всех» (1 Кор. 15, 28). Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)