English Русская духовная миссия в Иерусалиме

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)

Московский патриархат

Русская духовная миссия в Иерусалиме

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, на Покров Пресвятой Богородицы

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице, на Покров Пресвятой Богородицы

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 31-36).

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим Омофором», – поет Святая Церковь.

Сегодня мы празднуем Покров Пресвятой Богородицы, и все в храме окрасилось в голубой Богородичный цвет – цвет девства и чистоты, цвет неба и самого совершенства.

Небесная голубизна напоминает о высоте Богомыслия и глубине смирения Святой Девы, о населяющих небесную твердь мириадах ангелов и святых, которых далеко превзошла Она Своей святостью. Мало того, «Ширшая небес», Богородительница больше самого неба, ибо вместила в Себя Творца всего мироздания, источник всякого совершенства, Господа нашего Иисуса Христа.

Небесный купол защищает все живое от воздействия физического космоса, его холода и вредных излучений и дает легким живительный кислород, а Омофор Небесной Владычицы покрывает нас от всякого зла, от губительных воздействий духовного мира, от злобы духов поднебесных, питая души верных благодатью Святого Духа.

Всех ли покрывает Ее Омофор или только достойных? Всех, ибо Пречистая простирает Свой покров над всем миром, а его полукруглая форма символизирует полноту и совершенство любви. Именно по этой причине Ее любовь обращена ко всем людям и охватывает каждого. Пречистая всякому человеку желает спасения через Ее Божественного Сына, но недостойные сами отвергают данную им возможность.

Матерь Божия являет нам пример подлинной любви, которая покрывает всех, никого не исключая, и в этом Она уподобляется Самому Всемилостивому Богу и Спасителю мира Христу. Но и нас Господь призывает научиться этой совершенной любви, которая не делает исключений. «В чем ваша заслуга, если вы любите только любящих вас, – спрашивает Христос в сегодняшнем Евангелии, – что вы особого делаете, если даете взаймы в надежде получить деньги обратно, ведь и грешники так поступают? Какой вы ждете за это от Бога благодарности и награды?» «Но вы любите врагов ваших, – взывает Спаситель, – и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым».

Совершенная любовь всех воспринимает как своих братьев и сестер, как детей единого Отца. Ветхий человек скуп и нищ, он торгуется, выменивает себе крохи, живет по принципу «ты мне, я тебе», а обновленный во Христе богат в Боге и может позволить себе быть бескорыстным и благотворить. Его любовь не зависит от обстоятельств, от того, как ее воспринимают, он даже не может не любить, потому что любовь стала его природой, неотъемлемым свойством, роднящим с Самим Богом.

Что значит любить врагов? Испытывать извращенное удовольствие, когда тебя пинают, бьют, оскорбляют и стремиться получить еще больше унижений? Совсем нет, для нормального человека враждебное отношение всегда тяжело и больно.

Прежде всего надо сказать, что, призывая любить, Господь имеет в виду не чувство приязни, не эмоции, а отношение, действование. Когда мы говорим о том, что любим какие-то занятия или предметы, ту или иную одежду или пищу, это значит, что мы получаем от этого удобство или удовлетворение. Но беда, если наша любовь к людям такого же свойства и качества, т.е. нацелена на получение пользы и удовольствия. Это эгоистическое, потребительское, корыстное отношение к другому человеку. Любовь есть жертвенное действие, направленное на благо ближнего, самоотверженное служение, и ее совершенство заключается во всеохватности, постоянстве во времени, в независимости от внешних и внутренних обстоятельств.

Если любовь к одним уживается в нас с ненавистью или неприязнью к другим, значит это не настоящая любовь, но лицемерие, потому что не может один источник источать сладкую и горькую воду. Напротив, если мы способны по-доброму относиться к творящим нам козни, значит охватили великодушием всех благорасположенных и нейтральных, терпя и продолжая уважать человека в его падениях, доказываем зрелость своей к нему любви.

То, что любовь – это действие и отношение, а не только эмоции, доказывают слова Спасителя о мере любви: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». И любить ближнего, как самого себя, Господь заповедует тоже не в смысле любования им, как мы можем любоваться собой, а в смысле действий ради его блага. А поскольку себя мы любим безмерно, т.е. ради своего блага готовы сделать все возможное, не взирая ни на какие труды и жертвы, то и деятельная любовь к ближнему тоже не должна иметь меры. Надо поставить насущные нужды другого человека рядом со своими, иногда в ущерб своим несущественным потребностям.

Да будут все едино, как Лица Святой Троицы, – вот идеал Христовой любви, когда все просвещенные ею составляют одно тело и одну душу. Сообща они наследуют все достояние Божие, полноту Христова блаженства, в чем и заключается спасение и жизнь вечная. Матерь Божия показывает живущим это совершенство Христовой любви, умоляя Своего Сына о спасении всех. Она исполнила заповедь Спасителя: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», насколько это возможно для человека, сочувствуя сердцем нуждам каждого.

Но по-настоящему воспользоваться Ее помощью может только тот, кто и сам учится у Нее подлинной любви, той любви, которая расширяет границы бытия, соединяет с Богом и ближним. Если мы будем подражать Пресвятой Богородице в милости и сочувствии к другим людям, приумножать в себе эту жертвенную любовь и передавать ближнему, то Ее Покров не только избавит нас от всякого зла, но и станет источником всевозможных благ и началом нескончаемой радости в вечном небесном Царствии Ее Божественного Сына. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

15 октября 2018