Проповедь на Обрезание Господне, о обновлении души

Проповедь на Обрезание Господне, о обновлении души

В день празднования Обрезания Господня и на память святителя Василия Великого мы празднуем, также, и Новый год по старому стилю, церковное новолетие. Совсем недавно весь мир торжественно и напыщенно праздновал календарный Новый год, который как бы затмил собой церковный, так что он кажется поблекшим и незначительным.

Но давайте посмотрим, что же почти на религиозном уровне праздновали, чему так радовались в Новый год? Круглой дате, или тому, что еще один год прошел, и смерть приблизилась? В чем смысл торжества, помимо возможности собраться с близкими в семейном кругу?

Апостол Павел, обличая «несмысленных» галатов, укоряет их в том, что они, познав Бога, снова возвращаются к бедным вещественным началам и порабощают себя им, «наблюдая дни, месяцы, времена и годы» и, начав духом, оканчивают плотью (Гал. 4, 9-10). И в читаемом сегодня на день Обрезания послании к Колоссянам Апостол предостерегает нас: «Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2, 8-10).

Если среди галатов проповедовали сторонники иудаизма, которые старались вернуть их к исполнению иудейских обрядов и почитанию праздничных дней, то на колоссян имели влияние некие иудействующие гностики, пытавшиеся соединить иудейские обычаи с идеями языческой философии и строгим аскетизмом. Но в обоих случаях истину пытаются подменить суетными человеческими измышлениями, а полноту во Христе – пустотой внешних обрядов. Туда же, где нет внутреннего содержания, неизбежно проникают всякие предрассудки и суеверия.

А в чем причина нашей радости сегодня? Господь сказал: «Вот, Я творю все новое» (Откр. 2, 15). В эти святые дни Бог приходит на землю, чтобы обновить человека. Христос рождается среди людей, воспринимая нашу природу во всей ее полноте, чтобы мы родились заново и приобщились к полноте Божества, к полноте радости, любви и блаженства. И вот этот новый и бесконечный период жизни человека, этот путь обновления начинается с Крещения, когда мы становимся членами Святой Церкви. Но между двумя этими великими праздниками – Рождеством Господа на земле и Его Крещением – на Святках есть еще Обрезание Господне, и оно не случайно совпадает с празднованием церковного Нового года.

Дело в том, что в Ветхом Завете обрезание означало принятие договора, завета с Богом, причисление к Его народу. Как прообраз Восьмого дня – символа вечной жизни с Богом по Воскресении, – этот обряд совершался на восьмой день по рождении. В этот день человеку давалось имя, чем узаконивалось его существование, он как бы рождался для Бога и общества. Поэтому Обрезание – точный ветхозаветный аналог и прообраз нашего благодатного Крещения, вводящего в жизнь вечную.

Господь принимает обрезание для того, чтобы исполнить закон и, в то же время, чтобы показать всем людям подлинность воплощения и заградить уста еретиков, утверждающих, что Господь якобы воспринял человеческое естество не полностью, но частично или умозрительно. А исполняя закон, Христос освобождает людей от необходимости следовать всем распоряжениям ветхозаветного закона, выводит человечество из-под этого дамоклова меча. Потому что проходят времена внешних предписаний, этих «не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся» (Кол. 2, 21), человечество должно созреть, дойти до сути, чтобы понять, чего же хочет от нас Господь.

Именно поэтому, как говорит апостол Павел, «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6, 15), т.е. важно обновление духа, а не исполнение иудейских или языческих обрядов. И Христос, разговаривая с Самарянкой, говорит, что, хотя спасение от иудеев, но «истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине» (Ин. 4, 23). Поэтому, если ветхий человек, заключая договор с Богом, должен был обрезать свою плоть, чувственные удовольствия, то теперь, чтобы стать новыми, мы должны обрезать еще и душевные страсти: эгоизм, сребролюбие, превозношение и проч. Потому что вход в Царствие Небесное открыт только для чистых, для тех, кто благодатью Христовой и своим трудом омыл свои ризы от греха и оказался достойным принять этот великий дар.

Поэтому наше празднование – духовное. Оно не связано напрямую с календарем. Мы радуемся тому, что реально произошло в истории и что ныне происходит в наших душах, когда мы приближаемся к Богу, очищаемся, освящаемся и уже сейчас познаем эту радость, эту полноту во Христе. Но радость эта зависит от того, насколько мы обновились, насколько последовательно мы идем по пути Христову. И если мы будем только на словах исповедовать себя Его последователями, а сами останемся ветхими, то ничем не будем отличаться от тех, кто цепляется за обряды и утверждает, что этим спасается. Мы будем формальными христианами, и не будет в нас ни настоящей жизни, ни подлинной радости.

И вот, в праздник Великого Василия, этого древнего, легендарного Святителя, хотя он был реальным человеком, который очень много сделал для Церкви, в день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа, когда Он посвятил Себя на служение нам без остатка, будем благодарны и постараемся ответить взаимностью. Воспользуемся «летом Господним благоприятным», удобным для спасения временем, чтобы избавиться от балласта страстей, приобретенных после Святого Крещения, и впустить в сердце благодать обновленной жизни. Тогда «венец лета благости Господней» будет над нами не только на этот год, но на каждый день и на каждое мгновение, и преображение души, начатое в Святом Крещении, будет продолжаться во все дни нашей жизни, даруя полноту бытия и вечное блаженство во Христе Иисусе, Господе нашем. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)