Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)
Московский патриархат
Русская духовная миссия
в Иерусалиме

Хеврон

Хеврон, вероятно, один из самых старых городов Палестины. Его построили потомки Енака, седьмого патриарха после Адама. Климат Хеврона – самый благодатный в Иудее: восточное солнце не палит здесь так сильно, как в Иорданской долине и даже в самом Иерусалиме (Хеврон выше Иерусалима над уровнем моря примерно на 137 метров.)

По преданию, сам Адам был создан из красной земли, взятой на месте теперешнего Хеврона. В этих местах до сего дня встречается почва темно-красного цвета. По изгнанию из Рая прародители, согласно преданию, жили в одной пещере в окрестностях Хеврона. Местные жители так и зовут её «Пещерой Адама и Евы».

После разлучения с Лотом вблизи Хеврона поселяется Авраам, и здесь же по преимуществу проходит жизнь последующих еврейских Патриархов. И когда Авраам узнал о пленении Лота, отсюда он предпринимает блестящий поход для его освобождения. Здесь он получил в ночном видении откровение о 430-летнем египетском рабстве своего потомства. Здесь от Агари был рожден Исмаил. Здесь произошли и три важнейшие события всей жизни Авраама – заключение завета Божия и установление обрезания; рождение долгожданного сына от Сарры и явление Бога в виде трех Ангелов.

Владетель всей Ханаанской земли по обетованию, Авраам до самой смерти своей жены Сарры не имел в собственности ни одного её куска, хотя к тому моменту прожил на ней уже 60 лет. Смерть Сарры заставила Авраама купить поле с пещерой около Хеврона.

Библейский рассказ о покупке Авраамом пещеры Махпелы свидетельствует о необычайном благородстве её ханаанского владельца и всех хевронцев (Быт. 23,6-11).

После Сарры в свой черед тут погребают и самого Авраама, и Исаака, и Ревеку. Иаков хоронит здесь свою жену Лию, а переселившись в Египет, заповедует своим сыновьям положить себя в Махпеле.

При разделе земли Обетованной Хеврон снова был выделен среди других городов. Город, имевший большое значение в жизни Авраама и других патриархов, освященный стопами Божиими, он вошел в число 48 городов Израиля и 6 священных городов, предоставлявших право убежища для совершивших неумышленное убийство.

После смерти царя Саула в Хеврон, главный в то время город колена Иудина, приходит Давид. В нем он провозглашается царем над коленом Иудиным, и город становится столицей царства Давида. Отсюда он вступил в борьбу с наследником Саула Иевосфеем.

В Хевроне Давид был провозглашен всеизраильским царем над ним совершилось торжественное помазание на царство. И до сего дня Хеврон остается одним важных по своему религиозному значению городом для мусульман, иудеев и христиан.

Священное древо Авраама.

Предание указывает на знаменитый Мамврийский дуб, представляющий собой одно из древ той дубравы Мамре, у которой произошло первое в мире явление человеку Святой Троицы. В самой Библии не говорится о каком-то определнном дубе, но свидетельства о нем появляются уже в I веке по Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом (то есть великаном). Во время Флавия считалось, что этот дуб стоит от сотворения мира. Древнейшее христианское предание свидетельствует об уважении, которым окружали хевронский дуб иудеи, христиане, мусульмане и язычники.

Возле этого дуба летом устраивались празднества в воспоминание о явлении Божием Аврааму, сопровождавшиеся большой ярмаркой. Император Константин разрушил идольский алтарь около дуба и построил храм «дивной красоты». Затем, по свидетельству блаженного Иеронима, дуб возле храма Константина был срублен, и он видел только его пень. Но начиная с XII века паломники, и, в частности, игумен земли русской Даниил вновь посещают и описывают священный дуб Авраама.

Дуб Мамврийский – по-арабски синдиан – принадлежал к особой палестинской породе. Он представлял собой древнее и крупное дерево. О его возрасте свидетельствовали и внушительный обхват ствола, и высота. Этот дуб, несомненно, был самым старым из всех палестинских деревьев. Главный ствол его имел у земли в окружности 7 метров. Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы символизируя или напоминая о том, что своей величавой сенью он некогда дал приют от полуденного зноя Трем Ангелам, гостеприимно встреченных здесь Авраамом. Листья этого дуба мелкие и продолговатые с зубчиками по краям. Верхний лиственный навес обнимал пространство около 95 шагов в окружности и давал очень густую тень.

Сейчас, не далеко от корня дуба растет еще два дуба, уже больших. Паломники окрестили их дубами Авраама и Сарры.

Рядом с древним уже засохшим стволом Мамврийского дуба вот уже несколько лет зеленеет молодой дубок высотой ок. 20 см. И у него также ствол разделяется на три ветви.