Преподобный Иоанн румын, Новый Хозевит
Будущий святой родился в 1913 году в Румынии, в семье глубоко верующих крестьян Максима и Екатерины Якоб, и крещен с именем Илия. В младенчестве он остался сиротой, а через одиннадцать лет похоронил и свою воспитательницу-бабушку. В 1932 году Илья, несмотря на свое горькое сиротство, с отличием закончил среднюю школу. В двадцать лет он поступил в древнюю обитель Румынии – Нямецкий монастырь. С большим усердием он нес послушание в монастырской аптеке. Здесь, по причине влажного климата, заболел ревматизмом, от которого страдал всю последующую жизнь. На время воинской службы Илия покинул монастырь, самоотверженно служил в лазарете в действующей армии. По возвращении ему было назначено послушание библиотекаря, что давало молодому человеку возможность много и постоянно читать; в его обязанности также входило составление описи книг и рукописей монастырской библиотеки. Вел он и уроки румынского языка для братии в школе при монастыре. Видя твердое намерение юноши, игумен Валерий постриг его в 1936 году в рясофор с именем Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В том же году осуществилось сокровенное желание монаха побывать в Палестине. По благословению Иерусалимского патриарха Дамиана монах Иоанн поселился в монастыре святого Саввы, где подвизался около десяти лет. Здесь, овладев в совершенстве греческим языком (а также арабским и английским), он стал переводить духовные книги на родной язык. Удивляя всех своими духовными подвигами, Иоанн постоянно обучался умной сердечной молитве, вкушал один раз в день, насыщаясь более даром слез, который за чистоту и смирение получил от Бога. Во время Второй мировой войны, из-за того, что Румыния была союзником Германии, англичане арестовали всех румын, находящихся в Палестине. Поскольку монах Иоанн знал иностранные языки, его продержали в лагере девять месяцев, несмотря на тяжелую болезнь. Он возвратился в монастырь в день преподобного Феодосия Великого, честная глава которого находится в монастыре святого Саввы. Горячая молитва ко святому во время празднования была услышана. После поклонения и лобызания честной главы он исцелился от болезни.
Вскоре игумен постриг отца Иоанна в великий ангельский образ. Душа его еще сильнее воспламенилась желанием пустынного жития. Но Господь судил иначе. В долине Иорданской появилась румынская монашеская община, нуждавшаяся в игумене и духовнике. Выбор пал на о. Иоанна. В 1947 году он был возведен в сан игумена монастыря, носившего имя его покровителя Пророка Иоанна Предтечи. Семь лет он благоразумно управлял братией, будучи для них лучшим примером скромности, смирения и святости жития. С помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита как для них самих, так и для паломников. Многие приходили к нему за советом, и вскоре он приобрел немалое число духовных детей. Днем принимал он всех приходящих, а ночью удалялся в уединенные места для молитвы и возвращался уже утром, когда было светло. Воистину он был одним из редчайших аскетов нашего века, претворившим в жизнь свою подвиг древнейших отцов.
В 1953 году отец Иоанн со своим учеником монахом Иоанникием ушел в пустыню неподалеку от монастыря святого Георгия Хозевита, где, согласно преданию, в конце своей жизни подвизалась святая Анна, мать Пречистой Девы Марии. Отец Иоанн обосновался в пещере, которая возвышается на несколько метров над долиной высохшего Хоривского потока. В этой разрушенной и узкой пещере семь лет подвизался блаженный Иоанн, претерпевая и голод, и холод, и жажду (жара в пещере часто достигала до 40 градусов по Цельсию), и болезни, и всякие скорби от человеконенавистника диавола. Когда Господь посылал просфоры, совершал Божественную литургию в церковке скита святой Анны. По большим праздникам приходил в монастырь Георгия Хозевита. В келью к себе не пускал никого, кроме своего послушника, монаха Иоанникия, который подвизался в соседней пещере. Ученик поднимался к нему по лестнице, сплетенной из веревок. Потом о. Иоанн убирал ее, отрезая к себе путь другим пришельцам. Он очень страдал от арабов, которые по дикости часто бросали в пещеру камни, стараясь выгнать его. В этой пещере с непрерывной мыслью о Боге и думой о родной стране старец Иоанн мирно почил о Господе 5 августа 1960 года. Было ему только 47 лет, из них 24 года он провел в Святой Земле. Тело его, изможденное постом и постоянным бдением, было положено в третьем отделении пещеры, где упокоились схимонахи, жившие здесь прежде. В течение двадцати лет тело иеросхимонаха Иоанна пролежало в пещере св. Анны. В начале августа 1980 года, согласно местным традициям, совет старцев монастыря прп. Георгия Хозевита открыл «пещеру почивших», чтобы положить останки в общую могилу. При этом присутствовали многие греческие и румынские монахи и архимандриты, а также паломники из Румынии. Присутствующие были поражены увиденным. Архимандрит Амфилохий, настоятель монастыря прп. Георгия Хозевита, позднее вспоминал: «Мы ожидали увидеть одни лишь святые кости, а почувствовали дивное благоухание. Когда мы сняли крышку гроба, то увидели отца Иоанна словно пребывающим во сне; разложение не затронуло его тела, оно было таким же и в момент смерти. Как будто мы положили его здесь всего несколько часов назад, даже не часов, а только что; облик его был без малейших изменений. Тление не коснулось ни его рук, ни бороды и волос, ни рясы и обуви». Об этом сразу сообщили патриарху Иерусалимскому Венедикту, и он распорядился перенести останки старца в храм монастыря прп. Георгия Хозевита. 7 августа 1980 года мощи святого Иоанна были взяты из пещеры и положены в монастыре. Его с благоговением переложили в раку из черного дерева, покрыли сверху прозрачным стеклом. Рака была поставлена в храме рядом с мощами прп. Григория Хозевита. Священный Синод Румынской Православной Церкви на своем заседании 20 июня 1992 года постановил причислить Иоанна Нового Хозевита к лику святых и считать днем его памяти 5 августа, день, когда отошел он ко Господу.