5 июня, в День Святого Духа, который, согласно иерусалимской традиции является торжеством Русской духовной миссии в Иерусалиме, Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III возглавил в Троицком соборе миссии служение Божественной литургии.
Его Блаженству сослужили митрополит Капитолиадский Исихий, архиепископ Унгенский и Ниспоренский Петр (Православная Церковь Молдовы РПЦ), генеральный секретарь Иерусалимской Патриархии архиепископ Константинский Аристарх, митрополит Еленопольский Иоаким, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов), начальник Духовной миссии в составе Зарубежной Церкви архимандрит Роман (Красовский), заместитель представителя Румынской Православной Церкви архимандрит Иоанн (Меиу), сотрудники миссии игумен Никон (Головко), иеромонах Дометиан (Маркарян) и диакон Макарий Петухов, духовенство подворий Русской духовной миссии в Святой земле протоиерей Мирослав Витив, протоиерей Николай Жданов и иеромонах Амвросий (Игнатов), клирики Горненского женского монастыря в Эйн-Кареме иеромонах Иннокентий (Беспалов) и иерей Виктор Клиньшов, арабоязычные священнослужители Иерусалимской Православной Церкви и паломники в священном сане из России, Украины и Молдавии.
За Божественной литургией молились Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Израиле А. Д. Викторов, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в Израиле Е. С. Воробьев, руководитель миссии Российской Федерации при Палестинской национальной автономии Г. Л. Буачидзе, генеральный консул России в Хайфе А. Н. Будаев, представительница нунциатуры Иерусалима г-жа Лиоба Радке, настоятельницы русских монастырей в Иерусалиме игумения Екатерина (Чернышева), игумения Елисавета (Шмельц) и игумения Варвара (Новикова) с сестрами, многочисленные русскоязычные верующие Святого Града и окрестных городов, а также паломнические группы из России и Молдавии. В день Святого Духа главный русский храм Святой земли – Троицкий собор Иерусалима – был особенно наполнен прихожанами, которые приступили ко Причащению Божественных Тела и Крови Христовых, приняв Святые Дары из рук Блаженнейшего Иерусалимского Патриарха и многонационального православного духовенства, разделяющего с Его Блаженством торжество совместной молитвы.
Богослужение было совершено на церковно-славянском, греческом, арабском и молдавском языках. Церковные песнопения утрени и Божественной литургии на нескольких богослужебных языках исполнил хор сестер Горненской женской обители под управлением инокини Вероники (Сорокиной).
После отпуста Божественной литургии Его Блаженство обратился к начальнику Русской духовной миссии и богомольцам русского собора со следующими словами:
«Реши́тельное очище́ние грехо́в, огнедухнове́нную приими́те Ду́ха ро́су,
о ча́да светообра́зная церко́вная, ны́не от Сио́на бо изы́де зако́н,
языкоогнеобра́зная Ду́ха благода́ть», –
восклицает песнопевец Церкви святой Иоанн Дамаскин.
Ваше Высокопреподобие архимандрит Александр, представитель Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, глава Русской духовной миссии в Иерусалиме, возлюбленные во Христе братья, благочестивые христиане и паломники.
Воссиявшая сегодня благодать Святого Духа собрала всех нас в этом храме, носящем имя Святой Троицы, чтобы мы участвовали в евхаристическом Божественном Таинстве Тела и Крови Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
От Отца исходящий и со Отцем и Сыном споклоняемый и спрославляемый Святой Дух, как говорит песнопевец, «вся подает Дух Святый: точит пророчествия, священники совершает, некнижные мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» (канон на малой вечерне св. Пятидесятницы).
Существенная основа и элемент института Церкви и всего Православия – Апостолы, которые «исполнишася Духа Свята» (см.: Деян. 2, 4) в день Пятидесятницы. И в то же время, Сам Господь «дуну и глагола им: приимите Дух Свят: им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся» (Ин. 20, 23). Он также сказал Апостолам, «шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф 28, 19-20).
Из повеления Господа «учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28, 20) видно, что оно должно стать основой учения Апостолов. Поэтому свт. Василий Великий, толкуя эти слова, говорит: «не учащие их соблюдать некоторое и малое, но соблюдать все, что заповедал вам». И святой Кирилл Александрийский, толкуя слово Господне «и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20), говорит: «Даже если [Иисус] уходит по плоти, преставив Себя за нас Отцу, […] но Он обитает в достойных [Святым] Духом и живет вместе со святыми всегда». Подробнее толкует святитель Златоуст: «Он сказал, что Он будет не только с ними, но со всеми, кто уверует после них. Так как Апостолы не могли остаться до скончания века, Он говорит с верующими как с одним телом», «и через них и тем, кто последует, обещал то же самое», заключает Евфимий Зигабен.
Всем ясно, что общение Святого Духа действует через единство Церкви, согласно словам Господа: «Иде же бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20). Церковь, являющаяся телом Христовым, является жилищем Святого Духа. «Вы же есте тело Христово, и уди от части» (1 Кор., 12, 27), «ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор, 12, 13), проповедует божественный Павел.
Это единство веры и общения Святого Духа провозглашает сегодня содружество сестринских Церквей, Иерусалимской и Русской, и не только их, в общей Чаше «таинственного благословения», то есть Божественной Евхаристии Тела и Крови Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. «Единство любите, разделений избегайте, становитесь подражателями Иисусу Христу так, как и Он Своему Отцу», повелевает святой Игнатий Богоносец. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор., 1, 10), проповедует мудрый Павел.
Тем не менее тревогу и грусть вызывает у нас то, что порядок и единство в теле Единой Святой Соборной и Апостольской нашей Православной Церкви нарушились. Так как, согласно проповеди божественного Павла, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор, 12, 26).
Поэтому и мы, возлюбленные братья мои, будучи членами тела Христа, «давшаго нам служение примирения» (2 Кор 5:18), которые «приняли не духа мира сего, а Духа от Бога», от Отца Бога исходящего и в Сыне почивающего (см.: 1 Кор 2:12), умолим Господа, неустанно с песнопевцем поя: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс 50:12). Аминь. Многая, благословенная и мирная вам лета!»
В своем ответном слове начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Александр (Елисов) сказал, в частности, следующее:
«Ваше Блаженство, Блаженнейший Владыка и Отец! Мы совершили сегодня Божественную литургию во Святом Граде Иерусалиме, где бьется сердце христианского мира. Эта Литургия совершена в День Святого Духа, который следует за праздником Святой Пятидесятницы, в храме Святой Троицы, где уже более полутора веков звучат молитвы на славянском языке. В наши дни нам приходится с прискорбием осознавать оскудение веры, надежды и христианской любви среди людей, даже тех, кто считает себя христианами. Во многих храмах в мире сегодня совершается не Святая Евхаристия и молитвы, но наполнены они земной суетой. Сегодня человек ощущает себя в духовной пустыне, где вместо христианских добродетелей утверждаются звериные законы, отвергающие божественные установления. В это сложное время взор людей обращен к Святому Граду Иерусалиму, откуда, как и в начале нашей эры, звучит весть о Воскресении Христовом. Святой Град и Иерусалимская Православная Церковь, Предстоятелем которой Вы являетесь, привлекают к себе взор всех жителей Земли, надеющихся пережить чудо Воскресения Христова и возродиться к новой и вечной жизни. Молитва, которая звучит здесь в храмах, Ваши труды по сохранению наследия всех христиан и тех благословенных мест, которые стали свидетелями жизни и чудес Воплощенного Сына Божия – это бесценный духовный дар и приношение современному человечеству.
Позвольте мне в этот знаменательный день передать Вашему Блаженству поздравления и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Мы благодарим Ваше Блаженство за радость совместного служения Божественной литургии и просим Господа, Подателя всяческих благ, даровать Вам, епископату, клирикам и чадам Иерусалимской Православной Церкви богатые духовные дары, здравие, спасение и благопоспешение в спасении душ человеческих на многая лета!»
Затем Иерусалимский Патриарх Феофил и архимандрит Александр обменялись памятными подарками. Блаженнейший Патриарх Феофил передал лучшие благопожелания Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Далее многолюдный собор епископата Иерусалимской Православной Церкви, духовенства Русской, Украинской и Молдавской Православных Церквей, многочисленные монашествующие Святой земли, паломники и богомольцы, прибывшие из славянских стран на праздник Русской духовной миссии в Иерусалиме, стройным крестным ходом направились из Троицкого собора к историческому зданию миссии, где был дан праздничный прием, на котором к многочисленным гостям миссии присоединился глава христианского департамента МВД Израиля Сезар Марджи.
Выступая на приеме, Блаженнейший Патриарх Феофил обратился к присутствующим со следующими словами:
«Дорогой отец Александр, уважаемый господин посол России и посол Беларуси, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Высокопревосходительства, представители дипломатического корпуса, возлюбленные братья-монахи, братья и сестры во Христе,
Мы с великой радостью собрались сегодня в соборном храме, посвященном Святой Троице, чтобы восславить дар Святого Духа, ниспосланный на учеников при основании Церкви в День Пятидесятницы. Именно об этом мы поем за Божественной литургией:
«О Всесвятый Душе, Иже от Отца исходяй, Иже чрез Сына снисшедый на некнижные ученицы Твоя: ныне освяти и спаси всех яко Бога исповедующих Тебя» (Утреня праздника).
Святой Дух освящает и спасает, и это освящение и спасение мы видим прежде всего в единстве Церкви. Именно в единстве Церкви мы можем познать обетованное нам освящение и спасение, ради которых Православная Церковь Святой земли трудится на поприще духовной миссии во всем мире.
Более того, мы можем сказать, что только диалог и примирение являются средствами, которыми поддерживается единство Церкви, которое является волей Божией. И хотя единство Церкви есть Божественный дар, а не человеческое установление, Церковь вверена нашему управлению, и потому мы несем ответственность за благостояние нашей общей жизни во Христе. Мы разделяем со Христом Его служение примирения для того, чтобы все люди могли быть едины.
Мы, которым доверено надзирание за Церквями, доверено и особая обязанность и нравственный долг сделать всё, что возможно, для исцеления разделения, где бы оно ни обнаруживалось, и способствовать единству, где бы оно не нуждалось в нашей помощи. Мы знаем, что разделение и конфликт ведут в никуда, будь то в межнациональной жизни или жизни межцерковной. Диалог – вот единственный путь, который может нас поставить в положение, в котором наше божественно-дарованное единство может вновь снова быть сделанным несомненным, дабы мы могли вновь возрадоваться нашей общей жизни во Христе.
Мир – это плод жизни, прожитой в единстве. Писание настоятельно призывает нас прилагать «все усилия для сохранения единства духа в союзе мира (см.: Еф. 4, 3). Мы призваны отринуть «всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою» (см.: Еф. 4, 31). В этот День Святого Духа мы вспоминаем, что мы не должны «оскорблять Святаго Духа Божия, Которым запечатлены в день искупления» (см.: Еф. 4, 30), но должны «обновиться духом… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (см.: Еф. 4, 23-24).
В этом и состоит призвание к истинной святости Церкви, ее Глав и всего нашего народа. Мы никогда не должны отказываться от своего стремления делать всё это ради единства Церкви и ради блага человечества. Иного варианта нет: есть только верность тому апостольскому призыву, который ясно прозвучал в Пятидесятницу и отталкиваясь от которого Церковь идет вперед в своем духовном служении.
Поэтому мы обращаемся к нашим православным братьям с просьбой неустанно и вместе работать над восстановлением видимого единства Церкви, оставив в стороне политические, социальные и этнические соображения. Ибо все мы – члены Тела Христова и, как ясно напоминает Писание, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (см. 1 Кор., 12, 26).
Да благословит вас Бог в этот великий праздник и да укрепит всех нас, дабы мы приложили все усилия к достижению того единства и мира, о которых мы молимся на этой и каждой Божественной литургии».
Пресс-служба Русской духовной миссии