Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)
Московский патриархат
Русская духовная миссия
в Иерусалиме

Прп. Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния, в миру Предислава, родилась около 1105 года в семье князя Георгия (Святослава) Всеславича, праправнука равноапостольного князя Владимира. В миру будущая святая славилась не только необыкновенной красотой, но и своей ученостью. В 19 лет Предислава отвергла лестные предложения сватавшихся к ней князей и тайно пришла в монастырь родного города Полоцка, приняла постриг с именем Евфросиния (Евфросиния по-гречески – радость). Следуя обычаю дев иерусалимских, которые воспитывались при церкви и жили в особых палатках у храма Соломонова, инокиня Евфросиния, испросив благословение епископа, поселилась в «голубце» – в особой келье при полоцком храме Софии. Здесь юная монахиня переписывала священные книги, раздавая полученные деньги бедным. Это было трудное послушание, проходившее в посте и молитвах. На переписывание одной книги уходили многие месяцы. Занималась она и переводами с греческого языка, который хорошо знала. Писала и свои произведения – проповеди, наставления. Видя в книгах «единственное свое имение», святая училась сама, насыщаясь, как пишет биограф, премудростью «преизлиха» (сполна).

Когда Полоцкий епископ Илия предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его. Здесь около 1128 года она устроила Спасо-Преображенский женский монастырь, при котором открыла женскую школу и обучала девушек шитью, переписыванию книг и другим ремеслам. Во время правления юного князя Василька Святославича всю полноту светской политической власти в Полоцком княжестве взяла на себя его сестра, княжна-игумения Евфросиния. В Новгороде на Рюриковом городище была найдена личная печать Евфросинии Полоцкой. Княжна-игумения занималась оформлением официальных документов и, обладая этим правом, была владетельницей печати, или буллы, которая являлась знаком придания соглашению юридической силы и привешивалась к деловым бумагам на шнурке. Обладая недюжинным умом, Евфросиния оказалась столь же мудрой правительницей, сколь и вдохновенной просветительницей. За несколько лет она помогла Полоцкой земле оправиться от разрушительных княжеских междоусобиц, наладить мирную жизнь, восстановить торговлю, возродить ремесла. Полоцк переживал настоящий культурный подъем. В цветущем состоянии пребывал и Полоцкий женский монастырь. Евфросиния собрала вокруг себя талантливых зодчих, живописцев, мастеров-ювелиров, музыкантов. В 1161 году усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор, одна из жемчужин древнерусского зодчества. Это был один из первых храмов на Руси, посвященных новому церковному празднику Спаса, который был установлен в Византии лишь десятилетием ранее – 1 августа 1152 года. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель, мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно появлялись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь, полную обожженной, готовой к укладке плинфы. Став игуменьей, она не изменила своему обычаю жить при храме. В построенном соборе Евфросиния устроила себе тесную крестообразную келью прямо на хорах, откуда можно было слышать богослужение. В обители преподобная создала женскую школу. Для многих игумения Евфросиния стала духовной матерью.

Основав женскую обитель, Евфросиния построила затем еще одну – Богородицкий мужской монастырь, в котором воздвигла каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Эти монастыри стали очагами духовности, центрами просвещения и культуры в Полоцком княжестве. По просьбе Евфросинии византийский император Мануил, по благословению Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, прислал преподобной список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. Икона была помещена в мужском монастыре.

Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество на Святую Землю, которое она предприняла уже в преклонном возрасте. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь, заранее простившись с оплакивавшими ее полочанами, ибо желала умереть во Святой Земле.

Добравшись до Константинополя, Евфросиния получила благословение патриарха Луки Хризоверга, помолилась в храме Святой Софии, поклонилась цареградским святыням, посетила могилы отца, сосланного Киевским великим князем Мстиславом I в 1130 году, и других своих родственников и продолжила свой путь во Святую Землю. Шествуя, как некогда Сама Богородица, «в горняя со тщанием», игумения Полоцкая пришла ко Гробу Господню и оставила в дар золотую кадильницу; ее поместили рядом с лампадой, которая была возжена несколькими десятками лет ранее игуменом Даниилом, «от всея Русския земли». В Иерусалиме Полоцкая игумения прожила десять лет. Однако сведений об этих последних годах почти нет. Перед кончиной она впала в недуг и «нача болети». Чувствуя, что земная жизнь подходит к концу, она просила похоронить ее в монастыре святого Саввы Освященного. Но иноки монастыря святого Саввы, несмотря на высокое княжеское происхождение и игуменский сан Полоцкой паломницы, отказали ей: «Имеем запрещение от святаго Саввы, еже жены не принимать никакоже». Преподобная Евфросиния приняла известие с кротостью: она похвалила Бога, послала купить себе гроб, проболела четыре дня и, причастившись, предала святую душу свою в руки Божии 23 мая 1173 года от Рождества Христова. «Приими дух мой от мене во святом граде Твоем Иерусалиме и посели меня в вышний град Твой Иерусалим», – просила перед смертью старица. Тело почившей, было погребено в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы, там, где покоились матери преподобных Саввы и Феодосия, святого бессребреника Феодотия и многих святых жен. Ее мощи были обретены нетленными и впоследствии перенесены в Киев, где почивали до 1910 года, после чего по ходатайству ее земляков, белорусов, были возвращены в Полоцк.