Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)
Московский патриархат
Русская духовная миссия
в Иерусалиме

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Двоица великих чудотворцев жила в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565). Они подвизались в монастыре аввы Серида в Палестине, близ существующего доныне древнейшего города Газы (см. Быт. 10:19).

Преподобный Варсонофий, египтянин, с юных лет вел жизнь подвижническую. Известно, что, придя в монастырь аввы Серида, он вырубил себе малую келлию-пещеру вблизи монастыря. Позднее в этой келлии прожил 18 лет до своей кончины его ученик, преподобный Иоанн. Варсонофий же через некоторое время перешел в другую тесную келлию, тоже близ монастыря. Ради полного безмолвия удалившись от людей, не видя никого, питаясь только хлебом и водой, он провел 50 лет в трудах и подвигах, и ни один человек не видал его. Лишь однажды показался он нескольким братиям и умыл им ноги, чтобы рассеять сомнения, что он существует на самом деле. Патриарх Иерусалимский Евстохий, желая убедиться в реальности подобного сверхъестественного образа жизни, решил лично увидеть затворника и велел тайно проникнуть в его келлию, но пытавшиеся сделать подкоп в тесное помещение святого были опалены вырвавшимся пламенем.

Какого был рода и откуда пришел в обитель аввы Серида преподобный Иоанн, неизвестно. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, Иоанн достиг вершины совершенства. Он проходил такое же безмолвное житие, как и Варсонофий, и сподобился таких же дарований Святого Духа, как и учитель; по преимуществу же дарования прозорливости и пророчества, почему и именовался пророком. Никто не видал, чтобы он когда-либо улыбался, или был смущен, или без слез причащался Божественных Тайн. Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, также и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря, Елиан, умолял преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер только через две недели.

Преподобный Варсонофий до кончины преподобного Иоанна Пророка служил людям, наставляя их на путь спасения (после смерти своего ученика и друга Варсонофий сделался совершеннейшим безмолвником). Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого. В ответах преподобных Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и для последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение «от силы в силу» преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелял безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь. По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, отвращая Свой гнев от множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и жестоких болезней. Скончался он ранее 600 года.

Скупые подробности жития этих двух подвижников известны из книги «Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». Эта книга была известна многим святым, жившим в более поздние времена, о чем свидетельствуют сочинения преподобного Феодора Студита († 826), священноинока Никона Черногорца († 1060), преподобного Симеона Нового Богослова († 1021) и других православных подвижников и писателей (например, Евагрия). В XVIII веке стараниями преподобного Паисия Величковского († 1794) на Афоне были найдены две наиболее полные древнейшие пергаменные греческие рукописи «Ответов…» преподобных Варсонофия и Иоанна. Издание и перевод этих рукописей на русский язык было осуществлено в XIX веке старцами Введенской Оптиной пустыни.