Skip to content Skip to sidebar Skip to footer
Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем все любящие его! (Ис. 66,10)
Московский патриархат
Русская духовная миссия
в Иерусалиме

Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский, прпп.

Вдохновенная песнь в честь Пресвятой Богородицы «Честнейшую Херувим…» для слуха православного столь знакома, совершенна и необходима, что невольно думается – песнь эта существовала всегда и принесена на землю Ангелом… Но составление этой дивной песни принадлежит человеку – святителю Косме Маиумскому, который был истинным другом и приёмным братом знаменитого Иоанна Дамаскина.

Жившие в Дамаске родители-христиане прп. Иоанна Дамаскина достаток свой не жалели на выкуп пленных и заключенных в темницах и однажды приняли к себе в дом рано осиротевшего христианского мальчика по имени Косма, родом из Иерусалима. В их семействе он воспитывался наравне с родным сыном Иоанном. Для наставлений в науках и правилах веры родители выкупили у арабов одного ученого инока – также Косму из Калабрии. Отроки занимались прилежно. И однажды учитель-инок сообщил отцу, что сыновья его теперь знают все, что и учитель, и сами могут учить других. Инок просил отпустить его в тот монастырь, из которого он был похищен сарацинами. Это была знаменитая лавра святого Саввы Освященного, находящаяся в пустыне, недалеко от Иерусалима. Щедро наградив старца, опечаленные уходом столь мудрого учителя, родители исполнили его сердечное желание. Через несколько лет отец Иоанна умер, и дамасский калиф Велиде предложил сыну стать своим первым советником. Иоанн вынужден был повиноваться и, против желания принять начальство, получил в Дамаске власть еще большую, чем его родитель.

Тем временем Церковь Христову постигло серьезное испытание. Правивший в то время греческий император Лев Исаврянин (716–741) восстал против почитания икон.

Друг отрочества Косма побудил Иоанна выступить в защиту святых икон и написать для православных исследование о поклонении иконам. Он и разделил с Иоанном Дамаскиным некоторые труды по написанию сочинений против иконоборцев. Вскоре эти сочинения распространились по всему греческому царству и слух об этом дошел до византийского императора Льва, который подложным письмом убедил калифа Велиде, что якобы первый советник Дамаского калифа склонял императора к захвату Дамаска. Не разобравшись, калиф приказал отсечь Иоанну руку. Но рука, по горячей молитве страдальца, чудесным образом приросла к телу. Удостоверившись этим чудом в полной невиновности своего советника, калиф просил Иоанна принять прежний сан и еще большие почести, но тот отказался. Раздав свое богатство, Иоанн из Дамаска вместе с другом детства Космой отправились в Иерусалим. В Святом Граде поклонились они святым местам, а затем явились в монастырь святого Саввы Освященного, где подвизался их учитель-инок, чтобы самим принять пострижение в ангельский чин. Икону, чрез которую Иоанн получил исцеление, он имел при себе и в память чуда приделал к нижней ее части серебряное изображение руки. Икона впоследствии получила название Троеручицы.

Впоследствии в монастыре святого Саввы – после явления Пресвятой Богородицы – Иоанн Дамаскин начал писать божественные книги и слагать сладкозвучные песнопения, коими прославился на всю вселенную. К трудам поощрял святого Иоанна блаженный Косма, который рос с ним и учился у одного учителя. Косма же сам удостоился посещения Пресвятой Богородицы, после того как составил не менее знаменитую песнь «Честнейшую Херувим…» «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других, – сказала Богородица, – приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, как когда поют они эту но- вую песнь твою…»
Впоследствии святой Косма был поставлен Иерусалимским патриархом во епископа Маиума (портовый город Палестины, служивший гаванью для древнейшей Газы). В этом сане он богоугодно потрудился и около 787 года мирно почил в глубокой старости.