Краткая история и деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме
архиепископ Тихон (Зайцев)
игумен Феофан (Лукьянов)
Как жизнь христианина сосредоточена на молитве и имеет в ней источник благодатных сил, так и служение Русской духовной миссии в Иерусалиме на всем протяжении ее 165-летней истории – это, в первую очередь, молитва, молитва, совершаемая каждым из ее тружеников ради своего собственного духовного становления, за наше Отечество и близких людей. Эта молитва имеет особое качество: она возгревается от постоянного соприкосновения со святыми местами, связанными с событиями Священной истории. Эта молитва при непрестанном внутреннем совершенствовании человека затем находит свое выражение и во внешнем созидании участков и храмов миссии на Святой Земле. Она помогает поддерживать у святых мест живую атмосферу евангельских событий и делает ее доступнее для приезжающих в Святую Землю паломников. Именно это было одной из главных задач, которые ставились перед Русской духовной миссией в Иерусалиме при ее создании.
Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви впервые в XIX веке возник в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Его поднял настоятель московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений. Он писал Императору Александру I в 1816 г.: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде, и в самом убежище, как поклонники русские»[1]. Русские паломники в Палестине тогда были лишены политического покровительства, нравственного руководства, возможности молиться на родном языке и нормального бытового обслуживания, несмотря на значительность их расходов на паломничество[2]. В 1838 году камергер императорского двора А.Н.Муравьев, посетивший Палестину, чтобы изучить состояние политической и церковной жизни в Святой Земле и содействовать укреплению позиции России на Ближнем Востоке, также поднял вопрос о необходимости учреждения в Иерусалиме Духовной миссии. По мысли Муравьева, влияние России в этом регионе должно было выразиться, в частности, в особом покровительстве российского Императора над святыми местами, особенно над храмом Гроба Господня, гробницей Богородицы в Гефсимании и местом Рождества Христова в Вифлееме. А русский архимандрит в Палестине “мог бы иметь благотворное влияние на единоверцев и распространять среди них свет и нужные познания”[3].
В 1842 году в докладе на имя Императора вице-канцлер Несельроде отмечал, что помимо финансовой помощи Иерусалимской Церкви и защиты ее интересов перед турецкими властями необходимо присутствие духовного лица для установления контактов с местным греческим духовенством и посредничества между Иерусалимской Патриархией и Российским Синодом. Предлагалось также возложить на него контроль за расходованием собранных в России пожертвований для православной Церкви в Святой Земле.
В июле 1842 года Синод принял решение о направлении в Иерусалим архимандрита Порфирия (Успенского), настоятеля храма при посольстве России в Вене. Его поездка планировалась как неофициальная во избежание недоразумений с турецкими властями. После встреч с Иерусалимским, Константинопольским и Антиохийским Патриархами архимандрит Порфирий прибыл в Иерусалим 20 декабря 1843 года (по ст.ст.). Здесь он знакомится с жизнью Святогробского братства и местных православных общин, отношениями между различными христианскими конфессиями, бытом русских паломников. В своем отчете Синоду отец Порфирий говорит о целесообразности создания Русской духовной миссии в Святой Земле, которая послужила бы знаком “видимого единения церквей Иерусалимской, Антиохийской и Российской”, осуществляла миссионерскую деятельность, помогала устройству школ и семинарий и заботилась о русских паломниках[4].
В феврале 1847 года император Николай I своей резолюцией утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Первым начальником Духовной миссии был назначен сам архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий как человек, имевший опыт пребывания и служения на Востоке, а также как «человек благодатной духовной широты, выдающийся византинист и востоковед, историк и археолог, книголюб и бессребреник»[5]. Вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах Феофан (Говоров), будущий святой затворник Вышенский.
Иерусалимский Патриархат выделил для размещения начальника миссии и его спутника Архангельский монастырь в Иерусалиме. Там впервые стали совершаться богослужения на славянском языке. В 1852 году по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла он принял на себя обязанности попечителя православных народных училищ в Палестине и высшей Патриаршей школы для греческого духовенства при Крестном монастыре в Иерусалиме. Архимандрит Порфирий также ходатайствовал о переводе на арабский язык и издании духовной литературы, видя, что без деятельного участия миссии это начинание осталось бы без внимания со стороны Святогробского духовенства[6]. В результате, его трудами при Иерусалимской Патриаршей кафедре была открыта арабская типография.
Отец Порфирий ходатайствовал об улучшении быта русских паломников на Святой Земле, число которых в то время составляло до 450 человек в год, и по его просьбе Иерусалимская Патриархия выделила для их размещения в Иерусалиме Феодоровский и Екатерининский монастыри[7].
Много времени архимандрит Порфирий посвящал и ученым трудам. За время своего начальствования в миссии он объездил весь Восток, а также Грецию и Италию. Восток всегда привлекал его христианскими древностями. Во время своего пребывания в Синайском монастыре он обнаружил рукопись греческой Библии IV века, которая сохранила самый древний из полных текстов Евангелия и сегодня известна под названием «Синайский кодекс». Еще одна ценная синайская находка архимандрита Порфирия – это несколько икон VI-VIII веков, выполненных в технике «энкаустика». Четыре из них, переданные в дар отцу Порфирию, сегодня хранятся в Киевском музее восточного и западного искусства. Ценные коллекции древних рукописей, собранных архимандритом Порфирием в путешествиях, были подарены Академии наук и Императорской публичной библиотеке. В своем дневнике отец Порфирий писал: «Чем больше знакомишься с Востоком, тем более раздражаешься любознательностью, тем сильнее становится сокрушение о том, что короткое время не позволяет путешественнику перечитать все рукописи, тем глубже поселяется убеждение, что лучшая история всей Православной Церкви <…> может быть написана только тогда, когда будут исследованы все древлехранилища на всем Востоке»[8]. Помощник начальника Русской миссии в Иерусалиме будущий святитель Феофан также посещал древние монастыри Палестины и, в частности, Лавру преподобного Саввы Освященного, где в монастырской библиотеке занимался исследованием и переводом древних рукописей. Отец Порфирий считал важным направлением деятельности миссии знакомство с историей, богослужением и богословием Восточных Церквей, как православных, так и инославных, и в изучении древнегреческого, новогреческого, арабского, латинского, французского и восточных языков[9]. Этим занятиям он посвящал и свое время и привлекал к ним и своих помощников по миссии.
Крымская война 1853-1856 годов, причиной которой послужила передача турецкими властями ключей от храма Рождества Христова представителям Католической Церкви, положила конец пребыванию отца Порфирия в Святой Земле. Но по окончании войны деятельность миссии была возобновлена. Под руководством епископа Кирилла (Наумова) миссия, главным образом, стала оказывать помощь местному арабскому духовенству и его пастве, которую подкупали западные миссионеры. При епископе Кирилле на российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур близ Вифлеема. Преосвященный Кирилл также помогал православному арабскому населению в Сирии, где он устраивал школы и куда направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной Церкви вернулись сирийские униаты.
Епископ Кирилл не оставлял заботы и о русских паломниках. Для них совершались богослужения и требы на родном языке, арендовалось жилье, была открыта небольшая больница, организовывались паломнические караваны, которые иногда возглавлял и сам владыка.
В 1857-1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Эта обширная территория, которая и сегодня носит название «Москобии» или Русского подворья, стала застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь там было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен 28 октября 1872 г. (по ст. ст.). Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской духовной миссии с храмом св. мученицы Александры, подворья для паломников, больница.
В 1858 году в Иерусалиме было учреждено Российское консульство, в 1856 году создано агентство «Русского общества Пароходства и Торговли». Кроме того, для облегчения нужд паломников, строительства инфраструктуры были созданы и другие организации, которым в значительной степени были переданы функции миссии. В 1859-1864 годах действовал Палестинский комитет, с 1864 по 1889 год – Палестинская комиссия. В 1882 году было открыто Православное палестинское общество, которое осуществляло свои проекты на Святой Земле: строительство Александровского подворья близ Гроба Господня (1882-1897 гг.), Нового (Сергиевского) подворья в Иерусалиме (1886-1890 гг.), храма-памятника св. Марии Магдалины в Гефсимании (1885-1888 гг.), Николаевского (1903 г.) и др[10]. Отныне миссия должна поддерживать контакты с местным духовенством, передавать Иерусалимской Церкви поступающие из России пожертвования и духовно окормлять паломников. При новом начальнике миссии архимандрите Леониде (Кавелине) в 1864 году был освящен домовой храм миссии в честь святой мученицы царицы Александры. Это был первый храм, построенный русскими на Святой Земле.
Деятельность преемника отца Леонида на посту начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) была золотым веком Русской миссии и эпохой создания того уникального достояния России в Святой Земле, которое получило название Русской Палестины. До своего назначения в Иерусалим архимандрит Антонин провел четырнадцать лет в Афинах, которые стали для него «бесплатной, долговременной и самой приятной школой изучения христианских древностей», и в Константинополе, который дал ему большой дипломатический опыт[11]. Отец Антонин прибыл в Святой Град в 1865 году и в 1869 был официально утвержден в должности начальника Русской духовной миссии. Холодность по отношению к миссии со стороны Российского консульства в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина самостоятельно искать для миссии новую сферу деятельности[12]. Ею стало приобретение для миссии земельных участков за пределами Иерусалима и строительство на них домов для паломников.
Отцу Антонину, несмотря на частое безденежь»[13], удалось приобрести в Палестине большое число земельных участков, многие из которых представляют огромную ценность как подлинные места, на которых разворачивались события Ветхого и Нового Заветов. Благодаря приобретению этих участков в собственность Русской Церкви православные паломники получали возможность посещать и молиться на этих святых местах, а их молитва вдохновлялась воспоминанием о совершившихся там событиях Священной истории. Важность встречи с этими святыми местами священник Н.Н. Летницкий в XIX веке выразил следующими словами: «Все, что напоминает нам о нашем Спасителе, вызывает чувство любви к Нему, напечатлевает в сердце Его образ и через это преобразует наше настроение, – существенно для христианина, так как выражает самую основную задачу христианина – пересоздания греховного человека по духу учения Христа. Паломничество [в Святую Палестину] достигает именно этой цели»[14].
Приобретение земельных участков Русской духовной миссией, кроме того, несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои храмы и учреждения.
В 1868 году архимандрит Антонин приобретает участок земли в Хевроне с расположенным на нем дубом Мамврийским. Это отпрыск дубравы Мамре, где под сенью одного из деревьев патриарх Авраам принял Трех Таинственных Странников (Быт. 18, 1-5). В 1871 г. около этого древнего дуба была отслужена первая Литургия.
В период с 1868 по 1889 год был последовательно приобретен большой участок на горе Елеон недалеко от места Вознесения. Архимандрит предназначал его для создания мужского монастыря. Был возведен храм, освященный по настоянию Иерусалимского Патриархата во имя Христа Спасителя, и колокольня, получившая название “русской свечи”. После смерти отца Антонина на Елеоне был образован женский монастырь, а в его главном храме нашел свое упокоение и сам палестинский труженик.
В 1871 году архимандрит Антонин купил большой участок земли в селении Эйн-Карем близ Иерусалима. Это евангельская «Горняя», место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы. Там была образована женская община монастырского типа, которой руководил начальник миссии. В 1883 году в Горней был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.
В 1874 году отец Антонин приобрел участок в библейском Иерихоне для строительства подворья для паломников, путешествовавших на Иордан. В 1886 году был приобретен участок в Яффе с гробницей праведной Тавифы. Вскоре на этой земле был устроен апельсиновый сад и возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм в честь святого апостола Петра. Также были приобретены участки в Бейт-Джале, Силоаме, Тиверии, Анате.
В связи со сложностями оформления актов о покупке участков, они приобретались на имя драгомана, т.е. переводчика миссии, турецкого подданного Якова Егоровича Халеби, а тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина. Таким образом сложился так называемый «вакуф архимандрита Антонина» в Палестине, который он в 1894 году завещал Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году стоимость всех участков, приобретенных архимандритом Антонином, составляла миллион рублей[15]. Покупка земельных участков отцом Антонином при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, и в 1872 году Синод распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.
Как и прежде, миссия совершала богослужения и требы для паломников, а иногда, с благословения Синода, и монашеские постриги. В паломнический период члены миссии проводили чтения и беседы с народом и сопровождали паломников при посещении ими святых мест[16]. Этим архимандрит Антонин стремился освободить русское паломничество в Святую Землю от чрезмерного влияния греков. В глазах архимандрита Антонина, роль начальника Русской миссии отнюдь не ограничивалась тем, что он был посланником Святейшего Синода при Патриархе Иерусалимском. Отец Антонин подчеркивал, что глава миссии «есть духовный начальник поклоннического учреждения нашего в Иерусалиме…»[17].
Архимандрит Антонин приложил много усилий и для просвещения местного населения Палестины и Сирии. Так, на средства, пожертвованные императрицей Марией Александровной, он по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема.
За счет отдыха архимандрит Антонин находил время и для серьезных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Список его опубликованных работ «занимает 17 страниц убористого печатного текста»[18]. Как вспоминал А.А. Дмитриевский, «только вечером архимандрит Антонин оставался один, но не одиноким: друзьями его и собеседниками были любимые им книги. В это время до позднего часа ночи он сидел то над какой-нибудь старинной рукописью или фолиантом, то вел ученую археологическую работу, то корреспондировал в газеты, <…> то, вооружившись лупой и имея под руками капитальные нумизматические издания, напрягал все усилия своего зрения над чтением какой-нибудь старинной рукописи или греческой монеты <,..>, то удалялся на устроенную над миссией обсерваторию, чтобы там провести несколько времени, изучая дивную твердь небесную с ее неисчислимым разнообразием светил»[19]. Усердие архимандрита Антонина к исследованию и сохранению библейских и церковных памятников было безграничным. Он писал: «Не могу устоять против влекущей силы древности. Встречаясь с нею где бы то ни было, я точно вижу колыбель свою»[20]. Каждый из этих памятников «имеет что-то сказать уму и сердцу» – добавлял он[21].
Археологией архимандрит Антонин начал заниматься со своих первых дней в Палестине. С 1883 года он руководил раскопками на русском участке в Иерусалиме близ Гроба Господня (Александровское подворье), которые увенчались ценнейшей находкой: был обнаружен порог Судных врат, через которые проходил Крестный путь Спасителя, и часть храма Воскресения Христова, построенного императором Константином Великим. Трудами архимандрита Антонина на русском участке в Яффе был обнаружен древний некрополь, который предание связывало с местом погребения праведной Тавифы (Деян. 9, 36-43). На русском участке в Иерихоне были обнаружены остатки византийского храма VI века, его мозаичных полов и надгробие его основателя игумена Кириака. В результате раскопок на русском участке на Елеоне были найдены два мозаичных пола, один из которых представляет собой уникальный образец мозаичного искусства и датируется V-VI веком. Находки, добытые в результате раскопок, обогащали не только специально созданный архимандритом Антонином археологический музей миссии в Иерусалиме, но и церковно-археологические собрания российских Духовных академий.
Архимандрит Антонин также занимался исследованием и составлением описи манускриптов, хранящихся в библиотеках Лавры святого Саввы Освященного недалеко от Вифлеема и монастыря святой Екатерины на Синае.
Скончался палестинский труженик 24 марта 1894 года после 29 лет неустанных трудов на пользу Православия в Святой Земле.
Среди преемников архимандрита Антонина наиболее известен архимандрит Леонид (Сенцов), который возглавлял миссию с 1903 по 1914 год. При нем в 1907 году было начато строительство храма в честь святых праотцев на русском участке в Хевроне, в 1908 году приобретен участок на горе Кармил в Хайфе, где в 1913 году была освящена церковь в честь святого пророка Илии. В 1910 году в Горненском монастыре началось сооружение собора, которое было прервано Первой мировой войной. В 1908 году архимандритом Леонидом был приобретен большой участок земли на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины. Кроме этого, приобретались участки в Кане Галилейской, Назарете и других уголках Святой Земли.
При архимандрите Леониде на русских участках продолжались археологические исследования. В Бет-Захарии, расположенном между Иерусалимом и Хевроном, были обнаружены развалины крупного христианского монастыря IV-V веков и раннехристианские катакомбы, в которых во время гонений собирались верующие для совместной молитвы. В русском участке в евангельской Тивериаде был обнаружены остатки городской набережной с колоннами, датируемые римским периодом.
В 1914 году Первая мировая война вынудила Начальника и сотрудников миссии переехать в Александрию. К тому времени, когда в 1919 году они вернулись в Иерусалим во главе уже с иеромонахом Мелетием, связь России с Палестиной была прервана. Миссия вошла в подчинение Русской Православной Церкви заграницей, которая много сделала для сохранения наследия России в Святой Земле. С установлением власти Британского мандата в Палестине бóльшая часть опустевшего Русского Подворья была занята гражданскими учреждениями. Там разместились полицейский участок, тюрьма, американское отделение красного креста, а затем верховный суд.
В 1945 году Святую Землю посетил Святейший Патриарх Московский Алексий I. Русская миссия в Иерусалиме вернулась в законное каноническое подчинение Русской Церкви Московского Патриарха. Образованное в 1948 году Государство Израиль вернуло Московскому Патриархату те храмы и монастыри, которые оказались на его территории. При этом русская собственность, оказавшаяся на территории Трансиордании, осталась в ведении Зарубежной Церкви. Новым начальником Русской духовной миссии был назначен архимандрит Леонид (Лобачев).
Несмотря на многие трудности, и в том числе те, что были связаны с продажей советским правительством большей части Русского Подворья государству Израиль, жизнь миссии продолжалась. Совершались богослужения, воздвигались новые храмы. В 1962 году на русском участке на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. В 1987 году в Горненском монастыре было завершено строительство пещерного храма в честь Иоанна Предтечи.
Паломничество Святейшего Патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года положило начало активному возрождению палестинского паломничества среди православных христиан из России, Украины, Белоруссии, а также других стран ближнего и дальнего зарубежья.
Благодаря пожертвованиям в русских храмах и монастырях при начальнике миссии архимандрите Феодосии (Васневе) начали проводиться масштабные реставрационные работы, а также возобновилась просветительская и издательская деятельность миссии.
В 1997 году на юбилейные торжества по случаю 150-летия Русской духовной миссии в Иерусалим прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. А в 2000 году Святейший Патриарх Алексий вновь посетил Святую Землю, куда съехались представители всех Поместных Православных Церквей для участия в праздновании 2000-летия Рождества Христова.
К этому торжеству на выкупленном русском участке в Вифлееме миссией был построен крупный гостиничный комплекс. Сегодня это основной центр размещения российских паломников, прибывающих в Святую Землю по линии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
В 1997 году миссии Правительством Палестинской Автономии был передан монастырь в Хевроне, а в 2000 году – подворье в Иерихоне.
В новом тысячелетии возрождение участков миссии активно продолжается. В 2004 году было возобновлено строительство собора Горненского монастыря в честь Всех святых в земле Российской просиявших, прерванное в 1914 году. По завершении строительства в октябре 2007 года Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) совершил малое освящение собора.
Год 2007-й был ознаменован передачей Российской Федерации Иорданским Королевством участка земли у места Крещения Господня на реке Иордан для устройства русского паломнического центра.
В 2007 году состоялось еще одно знаменательное событие – представители двух объединившихся частей Русской Церкви совершили свое первое совместное богослужение на Святой Земле. Русскую Церковь в Отечестве представлял начальник Русской миссии в Иерусалиме, а Русскую Зарубежную Церковь – архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт).
В 2010 году миссия завершила капитальный ремонт паломнической гостиницы в историческом центре Тиверии на берегу Галилейского озера, которая сегодня активно используется для размещения паломников. В самое ближайшее время ожидается освящение паломнического центра у места Крещения Господня на реке Иордан, который Правительством России передан в управление миссии.
В настоящее время в ведении Русской духовной миссии находятся следующие храмы и монастыри: Троицкий собор и храм в честь святой мученицы царицы Александры на Русском Подворье в Иерусалиме, Горненский женский монастырь недалеко от Иерусалима, монастырь с храмом в честь святого апостола Петра в Яффе, обитель святой равноапостольной Марии Магдалины в Тиверии, монастырь святой Троицы в Хевроне, храм в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармил в Хайфе, подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне. Сегодня на этих и других русских участках возноситься молитва, совершаются богослужения и активно продолжаются восстановительные работы.
На протяжении всей истории Русской духовной миссии ее цели и задачи менялись. Сегодня миссия является, прежде всего, представительством Русской Православной Церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Кроме этого, миссия – это центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих, проживающих на территории этих трех государств. Это и ведущая паломническая служба Русской Церкви, организующая поездки по территории четырех стран: Израиля, Палестинской Автономии, Египта и Иордании. Принимая русских паломников, Русская духовная миссия не только создает благоприятные условия для совершения путешествий по Святой Земле, но и стремится сохранить духовную атмосферу евангельской истории, которая формирует сознание православного христианина и побуждает его, проходя по стопам Спасителя и имея Его образ перед своим взором, уподобляться Христу и теснее соединяться с Богом.
[1] Н. Каптерев. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815-1844). Православный Палестинский Сборник, т. 15, вып. 1 (продолжение). СПб. 1898. С. 657. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Серпуховский Высоцкий мужской монастырь, 1997. С. 55).
[2] Архим. Леонид. Православные поклонники в Палестине. М., 1873. С. 38. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. С. 56).
[3] П.В. Безобразов. Император Александр I и Патриарх Поликарп. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, т. 22, вып. 1. СПб, 1911. С. 21. (Цит. по: Архим. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. С. 72).
[4] Архим. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. С. 85.
[5] Н.Н. Лисовой. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 39.
[6] В.Н. Хитрово. Русская духовная миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001.С. 35.
[7] Игум. Марк (Головков). Русская духовная миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 32.
[8] Языкова И. Божья пчела российской науки. Учёный монах Порфирий (Успенский)//Истина и жизнь,12/2005. http://istina.religare.ru/article188.html
[9] Донесение начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Порфирия Управляющему Министерством иностранных дел Л.Г. Сенявину. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/10, д. 2, л. 1-37. (Цит. по: Россия в Святой Земле: документы и материалы. Т. 2. М., «Международные отношения», 2000. С. 31).
[10] Архим. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. С. 175.
[11] Н.Н. Лисовой. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 44.
[12] Архим. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. С. 242-243.
[13] Н. Н. Лисовой. «Жаль мне до смерти всего прошедшего…» (Из дневника архимандрита Антонина)//Богословские труды. Сб. 36. М., Изд. Моск. Патр., 2001. С. 214.
[14] Свящ. Н.Н. Летницкий. О христианском смысле паломничества в Святую Землю. Брошюра из цикла «Бесед о Святой Земле» Императорского Православного Палестинского Общества. Беседа № 20. СПб., 1901. (Цит. по: Смысл паломничества. М., «Индрик», 2007. С. 44-45).
[15] Игум. Марк (Головков). Русская духовная миссия в Иерусалиме//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 32.
[16] Архим. Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Сс. 261-262.
[17] Дмитриевский А.А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу Православия на Востоке и, в частности, в Палестине // Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества. Т. 15. Вып. 1. СПб., 1904. Сс. 124-125.
[18] Н. Н. Лисовой. Русская духовная миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие//Богословские труды. Сб. 35. М., Изд. Моск. Патр., 1999. С. 44.
[19] Дмитриевский А.А., там же. С. 126.
[20] Дмитриевский А.А. , там же.
[21] Там же.