Протоиерей В.Я. Михайловский. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
От южных ворот Русских подворий идти прямо до Яффских ворот, 825 аршин (аршин равен обыкновенному шагу), пройдя которыя, продолжать путь прямо, мимо дома Давида, по улице Давида, пропустить налево две улицы, а направо – площадь перед замком Давида, затем повернуть налево, в первую после них улицу, называемую христинаскою, (254 арш.), по которой идти прямо до тех пор, пока будет узкий проулок направо (204 арш.), в который повернуть. Проулок поворачивает налево, а затем направо спуститься по ступеням и выходишь (82 арш.) на площадку храма Воскресения. Таков был прежний путь к храму Воскресения, по которому шли Русские паломники со времени сооружения Русских подворий в 1864 год.
Но в 1890 г. Турецкое представительство в северной городской стене проделало новыя ворота, названныя, в честь султана, воротами Абдул-Гамида, что сократило дорогу от Русских подворий до храма Воскресения на десятую часть пути (133 арш.) Чтобы пройти этою дорогою, нужно от южных ворот Русских подворий идти прямо до дороги ведущей в Гефсиманию (260 арш.), потом повернуть налево и идти вдоль северной городской стены до ворот Абдул-Гамида (204 арш.), тут повернуть направо и, войдя в город воротами, идти прямо до конца улицы (169 арш.), затем повернуть налево и, пропустив налево две улицы, повернуть налево (219 арш.) по Патриаршей улице и мимо православного монастыря св.Николая и патриархии выйдти на Христианскую улицу (211 арш.). Здесь повернуть направо и идти до узкого проулка (35 арш.), который как сказано выше, ведет на площадку к Храму Воскресения.
Площадка эта четырехугольная, имеет до 36 арш. длины и 27 арш. ширины. Прямо по спуске со ступеней открытый проход ведет в противоположную улицу, запирающуюся калиткою и ведущую к базару и Русскому Александровскому подворью близ Храма Воскресения; она в прежнее время называлась улицею Ваий. Спустившись тремя ступенями с этого прохода налево, выходишь на площадку. Впереди всю ширину ея занимает храм Воскресения. Левую сторону, от самого прохода до Храма Воскресения, занимает старая православная патриархия, прежде бывший монастырь св.первомученицы Феклы, в которую налево с площадки ведет около колокольни дверь. На правой стороне, начиная от Храм Воскресения, первая дверь ведет в коптскую церковь во имя св.Архангела Михаила, вторая дверь – в армянскую церковь во имя св.Иоанна Крестителя, а третья дверь – в православный монастырь св.Авраама. Дверь, выходящая в проход, против Храма Воскресения, ведет в православное Гефсиманское подворье.
Мы прежде всего направляем путь к храму Воскресения.
Прошлое храма
Храм Воскресения Господня – величайшая святыня христианства, ибо здесь совершилось искупление рода человеческого. Здесь Голгофа, на которой крестною смертию пострадал Иисус Христос за грехи наши, здесь ложе, на котором покоилось три дня тело Богочеловека.
Место распятия и трехдневного упокоения Спасителя мира было хорошо известно Его ученикам и Святым женам, видевшим кончину и воскресение Его. И теперь мы посещаем часто места погребения близких, кольми паче близкие к Господу нашему Иисусу Христу, из любви и привязанности к Нему, должны были посещать места, освященные Его великой искупительной жертвой за род христианский. Когда спустя 38 лет по смерти Иисуса Христа римское воинство под предводительством Тита подступило к стенам Иерусалима, Иерусалимской Церковью правил преемник св.Иакова, брата Господня, на престоле Иерусалимском св.Симеон, сродник Господень и один из 70 апостолов (27 апреля и 18 сентября). Видя приближение времен, предсказанных Иисусом Христом, св.Симеон собрал всю свою паству и удалился с нею из града, предназначенного разрушению, в город Пеллу, ныне Фахил, по ту сторону Иордана, против Бесана. Когда разрушение Иерусалима совершилось, христиане вновь возвратились в город с тем же своим Святителем, которому, как очевидцу кончины Спасителя, не трудно было среди всеобщих развалин отыскать скалу Голгофы и пещеру погребения.
Св.Симеон мученически скончался около 107 г. по Р.Х., во время гонения на христиан при Траяне. Таким образом, слишком столетия современники Спасители и свидетели Его кончины были оберегателями Святых мест нашего искупления. Не могли же современники указание этих мест таить про себя, очевидно, они неоднократно приводили сюда последующее поколение обращенных, рассказывая им совершившееся здесь. И не одному или двум, а целым сотням и тысячам. Могли ли поэтому исчезнуть из памяти христиан места крестной смерти и погребения Иисуса Христа? Почти через 30 лет по смерти св.Симеона император римский Андриан, чтобы удалить христиан от этих Святых мест, что служили подтверждением посещения оных, приказал завалить мусором и сравнять все место между Голгофой и пещерой погребения и соорудить сверху языческий храм.
Так прошло почти 200 лет. Места нашего спасения были сокрыты от глаз, но самый сооруженный на них языческий храм указывал их приходящим на поклонение христианам. Когда св.равноапостольный император Константин принял христианство, то первым его делом после Вселенского собора в Никее было приказать правившему тогда Иерусалимскою Церковью св.Макарию (27 февраля) соорудить на месте нашего искупления храм, который и был освящен в 333 г. по Р.Х.
Евсевий Памфил, тогдашний митрополит Кейсарийский и первый церковный историк, освящавший его, оставил нам подробное описание этого храма. Начинаясь там, где и ныне к западу начинается храм Воскресения, он простирался до того места, где ныне на Александровском подворье возвышаются из земли остовы столбов, некогда украшавших вход в этот храм с востока. Самая пещера погребения была отсечена от скалы, в которой находилась, для того, чтобы можно было её всецело включить в воздвигнутую круглую часовню, которую окружали 12 столбов, по числу апостолов, и которая называлась по гречески Анастазис, т.е. Воскресение. От нее на восток шел собственно храм, перед которым был четвероугольный двор с крытыми кругом ходами, а во двор с торговой площади вела лестница, украшенная столбами, остатки которых, как сказано выше, находятся ныне в Александровском подворье. Все это было украшено дорогими мраморами и блестело золотом и драгоценными камнями.
В храме раздавались поучения епископа Иерусалимского св.Кирилла (18 марта) и первого патриарха Иерусалимского св.Ювеналия (2 июля), в нем молились великие палестинские подвижники: св.Харитоний (28 сентября), св.Герасим (4 марта), св.Феодосий (11 января), св.Савва Освященный (5 декабря), перед дверьми его Пресвятая Богородица остановила св.Марию Египетскую (1 апреля) и приказала ей в пустыне Иорданской искать путь к спасению.
Храм этот, сооруженный императором Константином, просуществовал, однако менее трех столетий. Персидский царь, огнепоклонник Хозрой, со своим войском в 614 г. взял Иерусалим и разорил как город, так и храм, сооруженный Константином. Но в следующем году, благодаря просьбе супруги-христианки, он дал разрешение выстроить на этих Святых местах новый храм. Так как тогдашний патриарх Иерусалимский св.Захарий (21 февраля) находился в плену у персов, то местный блюститель патриаршего престола, тогдашний настоятель Лавры св.Феодосия, а впоследствии сам патриарх Иерусалимский, св.Модест (18 декабря), призвав на помощь Господа Бога, принялся за восстановление храма, в чем ему много содействовал патриарх Александрийский св.Иоанн Милостивый (12 ноября).
Всеобщая бедность после разорительных набегов персов не позволила св.Модесту возсоздать храм в таком цельном и великолепном виде, как он был сооружен равноапостольным Константином, и он был принужден соорудить четыре отдельных храма над главнейшими его святынями. Над пещерой погребения Христа был вновь воздвигнут круглый храм, как было при св.Константине, и затем выстроены были небольшие два храма: над Голгофою и местом обретения честнаго Креста. Наконец, четвертый храм во имя Пресвятой Богородицы возвышался приблизительно там, где ныне находится камень миропомазания. В этом виде застали Святые места нашего искупления и не тронули их арабы, овладевшие под предводительством Омара Иерусалимом 20 лет спустя, при патриархе Иерусалимском св.Софронии (11 марта). Но если Омар милостиво обошелся в Иерусалиме с храмами христианскими, то того же нельзя сказать о его наследниках, при которых если не разрушали их окончательно, то неоднократно грабили и в особенности в IX и X веках.
Сооруженные св.Модестом храмы просуществовали почти 400 лет, до 1009 г., когда владевший всею Палестиною египетский калиф Хакем, вообразив себя богом, приказал в конец разорить все христианские храмы и в том числе и Храм Воскресения. По неисповедимым судьбам Своим Господь Бог попустил совершится такому разорению, какому никогда еще не подвергались Святые места. В следующем году сумасшедший калиф погиб без вести, а православные императоры Византийские испросили у его наследников разрешение вновь соорудить храм на Святых местах. Сооружения эти, начатые императором Романом III, окончены были в 1048 г. императором Константном Мономахом и в главных чертах своих были восстановлением того, что было сооружено св.Модестом и состояли из тех же четырех храмов. Эти храмы посетил через 60 лет после их сооружения и подробно описал русский паломник игумен Даниил.
Когда крестоносцы в 1099 г. овладели Иерусалимом, то они изгнали из него православного патриарха и все храмы православные передали в руки латинского духовенства. В половине столетия своего владения Иерусалимом они построили весь храм Воскресения, соединили находившиеся дотоле отдельные черты храма и подвели их под одну крышу. До сих пор в общих своих чертах он остался в том виде, в каком тогда был сооружен крестоносцами. Но если он не был до конца разоряем с тех пор, то это не значит, что он не был разграбляем и не изменен в частностях в течении последних 750 лет своего существования.
В 1224 году его разграбили и отчасти разрушили орды хорезмийцев; в октябре 1808 г. страшный пожар, начавшийся в келиях армян, разрушил весь круглый храм вокруг часовни гроба Господня и отчасти Голгофские приделы. Возстановленный православною патриархиею, он дошел таким образом до настоящего времени, представляя внутри некоторыя изменения против того, каким он был до 1808 г. и каким он вполне точно изображен в Воскресенском Ново-Иерусалимском храме близ Москвы, выстроенном патриархом Никоном, по точным рисункам и измерениям, вывезенным по его приказу в 1652 г. старцем Арсением Суховым.
Но если храму в последния семь столетий не угрожало разорение от язычников и магометан, то внутренние раздоры и борьба самих христианских вероисповедований между собой не раз доводили храм до состояния близкого к разрушению.
Выше было сказано, что крестоносцы, взяв Иерусалим, отняли у православных все Святые места, в том числе и храм Воскресения, передав его в руки латинского духовенства. Когда Иерусалим вновь был отнят арабами, то храм Воскресения был возвращен православным, но вместе с тем началось деление разных его частей между разными вероисповедованиями. Так, тогдашние египетские калифы, владевшие в то время Иерусалимом, уступили некоторые части храма: грузинам, воинской храбростью которых они пользовались, коптам, которых они считали по жительству в Египте своими непосредственными поданными, и армянам, в виду значительных их денежных средств. Наконец и латиняне, пользуясь отчасти слабостью, отчасти денежной нуждой египетских калифов, добились дозволения сперва совершать только одно богослужение в храме Воскресения, впоследствии же, пользуясь бедностью грузин и порабощением Грузии персиянами, приобрели у них отчасти покупкой, отчасти простым захватом некоторые из Святых мест, которыми владели грузины. Так в средине XVI века приобрели латиняне у грузин прилегающий с северной стороны храма монастырь, древнее жилище православных патриархов, и устроили в нем нынешний латинский Святогробский монастырь. Так захватом овладели они верхним южным приделом Голгофы.
С этих пор в течение последних трех столетий со времени в особенности завоевания Иерусалима в 1857 г. турками происходила и происходит постоянная борьба за владение каждым вершком земли в Храме Воскресения между латинянами, поддерживаемыми Французским, Германским, Австрийским и Испанским правительствами, и православными, которые находили поддержку только в одном Русском правительстве. Подкуп, лживые документы и насилия поддерживали стремление латинян сделаться единственными обладателями храма Воскресения и заключающихся в нем святынь. Борясь с ним шаг за шагом, приходилось православным отстаивать свои исконные права. Пользуясь этими раздорами, армяне, сильные в Константинополе своими богатствами и связями, старались оттягать также в свою пользу то одно, то другое Святое место. Среди этой междоусобной борьбы различных вероисповедований храм нередко требовал поправок, а ни одна из борющихся сторон не позволяла другой починить или исправить, дабы не дать ей, основываясь на этой починке, основания предъявить свои права на владение. Более всего страдал купол на часовней Гроба Господня, так как он был деревянный и скорее портился, чем каменные стены храма. Не раз он грозил опасностью провалиться, не раз он так прогнивал, что дождевая вода лилась прямо в храм. Каждая починка требовала много лет борьбы и, кончено, на подкуп для получения разрешения починки купола шло в десять раз больше денег, чем стоила сама починка.
Только в 1868 г., по окончанию Крымской войны, начатой как известно, Русскими для защиты прав православных на Святые места в Бозе почивший Государь Император Александр Николаевич вошел в соглашение с французским императором Наполеоном III и с Турецким султаном на создание нового купола, который ныне покрывает весь круглый храм над часовней Гроба Господня. Этой борьбой разных вероисповедований, этим постоянным стремлением друг от друга оттягать, если не весь, то хоть часть храма, этой завистливой наблюдательностью, чтобы никто не позволил себе ни каких либо исключительных поправок и починок, объясняется, как этот храм, заключающий в себе главнейшие святыни всего христианства, по внешности своей не есть первый во всем христианском мире.
Настоящее храма
Наружный вид
Стремление всех христианских вероисповедований быть ближе к храму Воскресения служит причиной тому, что за исключением одной южной площадки, где находятся входные двери, он со всех сторон окружен зданиями. Если идти с этой площади налево, по солнцу, то прислонившись к храму окружают его сперва старая православная патриархия, за ней с севера прилегают к храму: латинский и коптский монастыри; к коптскому монастырю, с востока храма, прилегает абиссинский монастырь, между которым и площадкой перед входными дверями находится православный монастырь св.Авраама. Сверху храм Воскресения покрывает два купола, оба увенчанные крестами. Один их этих куполов находится над часовней Гроба Господня, а другой правее, полуразрушенный над православными приделом Воскресения. Из всего храма видна таким образом, только та часть его, которая выходит на южную площадку.
Вся эта часть сохранилась со времен крестоносцев. В ней находятся двое дверей, из них только левая бывает открыта и служит единственным входом в храм, над нею прекрасно высечены в камне изображения Евангельских событий, а именно начиная слева: воскрешение Лазаря, Мария просит Иисуса о воскрешении брата, Иисус посылает учеников, чтобы привести Ему жребя осла, вход Иисуса в Иерусалим и Тайная вечеря. Правая заложена со времен пожара 1808 г. Левый столб у входной двери, по преданию, замечателен тем, что из него некогда вышел Святой огонь, когда по проискам армян магометане в Великую субботу не пустили православных ко Гробу Господню. Наружная лестница направо вела некогда на Голгофу, а теперь в отдельный от храма Воскресения латинский придел Скорби Пресвятой Богородицы, а внизу под ней находится православный придел св.Марии Египетской.
Кроме того, если идти по прежнему пути, от Яффских ворот, не сворачивая с Христианской улицы направо в проулок, ведущей на площадку к храму, а пройти по ней прямо, то против Патриаршей улицы направо среди окружающих зданий видны заложенные двери, ведшие некогда с запада в храм Воскресения. Также на востоке, если с базара подняться близ Александровского подворья вверх и, обогнув его, пройти Русской улицей, то налево в конце ее будут ворота, через которые выйдешь на площадку, лежащую между коптскими и абиссинскими монастырями: посреди этой площадки возвышается купол над подземным абиссинским приделом св.Царицы Елены, а направо от входа над прислоненными к храму кельями коптов видна верхняя восточная часть храма Воскресения.
Обыватели храма
Только четыре вероисповедования имеют в храме Воскресения постоянных своих представителей: православные, латиняне, армяне и копты. Православные монахи живут в южной стороне храма под начальством настоятеля, который носит название Святогробского игумена; внизу, направо от входа, под Голгофой находится их приемная, а наверху кельи, в которых помещаются иногда и поклонники, желающие провести всю ночь в храме. Наверху, рядом с кельями православных, против часовни Гроба Господня, находятся кельи армян, рядом с ними три или четыре келиии на западной стороне храма принадлежат коптам, а к ним с северной стороны, тоже наверху, примыкают кельи латинян.
Богослужение
Во избежание столкновений между разыми вероисповедованиями, живущими в храме, часы богослужения в оном строго разграничены. Православные всенощная и Литургия служатся ежедневно, причем всенощная служится обыкновенно на Голгофе и начинается в 9 утра, Литургия же у Гроба Господня начинается в полночь.
Ежедневная поздняя православная Литургия бывает в следующих приделах: в воскресение – в приделе Воскресения (архиерейская), в понедельник – в приделе св.Лонгина, во вторник – у св.Иоанна Предтечи, под Голгофой, в среду – в приделе Пресвятой Богородицы (темница Христова), в четверг – в приделе возложения Тернового венца, в пятницу и субботу – на Голгофе.
Посещение храма
Входные двери открываются обыкновенно в 6 часов утра и запираются в 11 часов дня, затем вновь открываются около 3 часов и запираются в 6 вечера, так что, желающие слушать Божественную службу у Гроба Господня должны войти в храм не позже 6 часов вечера о оставаться там до следующего утра, когда открывают входные двери. Это называется “провести ночь у Гроба Господня”.
Желающие войти в храм Воскресения, когда двери заперты, должны предварительно обратиться с просьбой о сем к Святогробскому игумену, который распорядится об исполнении их желания. Но это всегда сопряжено с денежными расходами.
Так как часы открытия и закрытия входной двери часто изменяются, то советуем поклонникам справиться об этом точно у живущих на Русских подворьях.
Вход в храм
Внутри храм Воскресения заключает в себе несколько отдельных приделов под одной общей крышей, так что легко между ними затеряться.
В длину он имеет без подземных приделов св.Елены и обретения Креста 108 арш., а с этими приделами еще 42 арш., всего 150 арш., так что он по длине на 28 арш. более Исаакиевского собора, в ширину же имеет 76 арш., меньше на 11 арш. против ширины Исакиевского собора.
Когда войдешь в храм Воскресения, то под высоким сводом виден как бы притвор, где налево, прежде всего, тяжело поразит сердце каждого православного вид турецких стражей, магометан, которые нередко сидя тут, в святейшем месте всего мира, курят трубки и пьют кофе. Но не мы ли сами виноваты этом, нашими грехами и нашим недостоинством возбраняя Милостивому Спасу и Избавителю нашему призвать нас стражами скалы Голгофской, возвышающейся направо от нас, и трехдневного погребального ложа Сына Божия, к которому мы стремимся, приложившись предварительно к камню миропомазания, прямо лежащему в 14 арш. расстоянии перед входными дверями.
Протоиерей В.Я. Михайловский
Издание Императорского православного палестинского общества
С.-Петербург
1901г.