К годовщине блаженной кончины настоятельницы Горненского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме игумении Георгии (Щукиной).
6 февраля 2022 года, в воскресный день, в праздник Новомучеников и исповедников Церкви Русской и блаженной Ксении Петербургской, Горненский женский монастырь в Иерусалиме прощался с игуменией Георгией (Щукиной).
Мир и свет ощущался во время окончания ее земного пути. По причащении Святых Таин Христовых матушка запела пасхальные песнопения, чувство радости охватило присутствующих у ее одра.
В духовной радости, мире и любви обрели люди в лице матушки Георгии свою предстательницу уже в Небесном Иерусалиме – так в минуты расставания воплотились апостольские слова: «А живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем – всегда Господни» (Рим. 14, 8).
Как мы знаем, матушка Георгия пришла в Горнюю обитель в 1991 году. В 80–е годы монастырь укреплялся молодыми сестрами из России, так называемым «Иерусалимским набором», в том числе и сестрами из Пюхтиц. И, провожая пюхтицких сестер в Иерусалим, матушка заботилась о том, чтобы уехали они с «достатком», непременно взяв с собой теплые вещи, а также подушки, одеяла. Одной из сестер матушка Георгия отдала свои сапожки, сказав:
– Возьми! Может, вслед за этими сапожками я и сама к вам приеду.
Так и случилось: паломничество на Святую Землю претворилось для нее в игуменское служение. Настоятельство в Горненском монастыре матушке неоднократно пророчил протоиерей Николай Гурьянов. Во время встреч с ней он неожиданно начинал петь: «Иерусалим, Иерусалим…», а услышав новость о ее предстоящем отъезде на Святую Землю, воскликнул: «Какая ты счастливица!»
В Горненской обители игумении не было около пяти лет. Когда Святейший Патриарх Алексий ΙΙ вручал здесь матушке игуменский жезл, он сестрам сказал:
– Вот вам матушку привез.
На что сестры ответили с радостью:
– Спаси Господи, Ваше Святейшество, мы матушку давно ждали.
Многие сестры знали ее по Пюхтицкому монастырю и приняли ее как родного человека, с приездом матушки у них образовалась духовная семья.
В Горненской обители матушка создала неповторимый дух подлинной христианской любви, мира и духовной радости.
– И вот, я приехала на послушание, – вспоминает матушка Георгия. – Надо было поднимать Горний, ремонтировать. А я и не знала, с чего начать. К собору даже тропинки никакой не осталось, по монастырю не пройти, вся территория заросшая… Собор без крыши стоял почти девяносто лет, внутри огромные деревья росли. Ни гостиницы, ни паломников в Горнем тогда не было. Вода накапливалась за дождевой сезон в цистернах.
В 2004 году монастырь получил разрешение иерусалимской мэрии на строительные работы и приступил к восстановлению собора. Уже через три года Русская Церковь впервые за столетие освятила храм, возведенный на Святой Земле в честь Всех русских святых. Сегодня, видя красивую благоустроенную территорию, трудно поверить, что еще не так давно здесь, среди бурьяна, стояли полуразрушенные домики, а в монастыре не было ни воды, ни электричества.
Матушка Георгия очень любила молитвенное пение, еще в Пюхтицах клирос был ее любимым послушанием, а на Литургии особенно проникновенным для нее было минорное пение.
Новым делом для матушки Георгии стал прием паломников, на который ее благословил Святейший Патриарх Алексий II. Будучи по природе человеком гостеприимным, заботливым и скромным, она с любовью встречала людей на Святой Земле. В отношении с паломниками у матушки было удивительное качество – общалась она со всеми по-детски, искренне и открыто. С сердечностью и искренним сопереживанием матушка Георгия поддерживала всех и всем помогала.
Горненские сестры говорят: «Людям рядом с матушкой было без слов невыразимо хорошо». Все тянулись к ней, были благодарны за ее материнскую любовь. Присутствие матушки утишало сердечную боль, умиротворяло душу и привносило в жизнь состояние Божественного покоя и тихой радости.
При встрече с людьми матушка рассказывала им о своем блокадном детстве, о встрече со старцем Николаем Гурьяновым, об Иоанновском и Пюхтицком монастырях, угощала всех, как она говорила, «чайком» и никого не отпускала от себя с пустыми руками. Она дарила паломникам сувениры, книги, а также раздавала гостям – одним лавровые веточки, другим гроздья винограда или новые отростки от куста «неопалимой купины» из игуменского сада.
Преподобный Ефрем Сирин учит: «Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что он носит в себе Бога… Он и сам не запинается, и брату ногу не запинает». Христианское обхождение, ласковость и снисходительность создавали в монастыре молитвенную устремленность к Свету и неизъяснимую тишину.
Внимательной попечительной поддержки и радости о Господе в отношении к людям матушка требовала и от сестер.
В отношении друг ко другу матушка Георгия предрасполагала сестер ко смирению, говоря: «Если мы с вами не будем смиряться, кто за нас смирится? Без многих добродетелей в Царство Божие входили, но без смирения еще ни один человек не вошел». И она сама могла сделать сестрам низкий поклон со словами: «Простите меня, многогрешную!»
При разногласиях между сестрами матушка наставляла всех первыми просить прощения: «Хорошо, допустим, ты права… но вот тон бы сменила!»
Своим собственным служением матушка побуждала сестер к отсечению своей воли. По воспоминаниям одной сестры, в минуту смятения пришла она к матушке, чтобы отказаться от послушания. При этом она в сердцах положила перед матушкой ключ от вверенного ей помещения. «А мне кому свой ключ отдать?» – помолчав, произнесла матушка…
Душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвой. На Божественной литургии в храме Гроба Господня матушка поминала и молилась за всех, кто просил ее молитвенной поддержки, а таковых было немало.
При входе в келью матушки и сейчас чувствуется ее материнское объятие и благословение. А при воспоминаниях людей о встрече с ней невозможно сдержать слезы тихой благодарности за ту пронзительную силу Христовой любви, по которой так тоскует человеческое сердце, и по заповеданному Им Его Божественному закону, который всей своей жизнью в полноте исполнила матушка Георгия.
Сегодня, как никогда, особенно важными представляются Евангельские слова: «…и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь; претерпевый же до конца спасется» (Мф. 24, 12–13).
При всеобщем охлаждении любви будем помнить и «хранение своего ключа», и смиренный поклон, и силу прощения, и молитвенное друг за друга предстояние, и тон не забудем вовремя сменить. И пусть «любовь не перестанет».
Сестры Горненского монастыря