6 июня в Иерусалиме, в конференц-зале гостиницы «Давид цитадель», состоялось заседание круглого стола «Религиозные лидеры за мир», посвященного VII Съезду лидеров мировых и традиционных религий.
В работе форума приняли участие религиозные лидеры, члены кнессета Израиля, представители министерств Израиля, а также академического и общественного кругов, корреспонденты средств массовой информации.
Приветственной речью заседание открыл казахстанский государственный деятель, председатель правления Центра Н. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога, Чрезвычайный и Полномочный посол Казахстана Б. Сарсенбаев.
Затем с пленарным докладом перед присутствующими выступил Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III.
Среди докладчиков и присутствующих на форуме были: министр по делам религии Израиля М. Малкиели, судья Высшего шариатского апелляционного суда Израиля, генеральный директор израильских шариатских судов И. Захалка, Латинский патриарший викарий Иерусалима епископ Булос Маркуццо, генеральный секретарь международной общины бахаев Д. Рутштейн, духовный лидер израильской общины друзов шейх М. Тарифф, директор департамента мировых религий министерства иностранных дел Израиля Т. Берг-Рафаэли, глава христианского департамента МВД Израиля С. Марджи, лидеры иудейских общин Израиля, представители епископата Евангелическо-Лютеранской Церкви и иные официальные лица.
От Русской духовной миссии в Иерусалиме с докладом о роли Русской Православной Церкви в межрелигиозном и межнациональном диалоге выступил секретарь миссии игумен Никон (Головко), который обратился к присутствующим со следующими словами:
“Уважаемые участники конгресса, дамы и господа,
Основной целью Русской Православной Церкви, как одной из Поместных Церквей, является служение Богу и руководство верующих на пути к духовному совершенству и спасению. При этом Церковь принимает самое непосредственное участие в благодатном преображении и очищении мира, которое совершается в сотрудничестве, синергии людей и Бога.
Позвольте мне в этом кратком выступлении описать те основы, опираясь на которые Церковь выстраивает межрелигиозный диалог, а также непосредственно связанное с ним взаимодействие Церкви с обществом и государственной властью. Данные принципы зафиксированы в документе под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и приняты на Архиерейском соборе 2000 года.
Итак, жизнь Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому служению призывается весь народ Божий. Именно поэтому Церковь призывает верующих к участию в общественной жизни, в межкультурном и межрелигиозном диалоге, причем это участие должно основываться на принципах христианской нравственности.
Исполняя миссию спасения человека, Церковь делает это не только через прямую проповедь, но и через добрые дела, направленные на улучшение духовного и нравственного состояния окружающего мира. Для этого она вступает во взаимодействие с государством, с различными общественными ассоциациями, а также ведет межрелигиозный диалог.
При этом этике Церкви противоречит деление народов на лучшие и худшие или принижение какой-либо нации. Еще более противоречат нормам Церкви те учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до уровня одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким явлениям, Церковь, через межрелигиозный диалог осуществляет миссию примирения между враждующими нациями.
Кроме того, Церковь входит в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством. Апостолы учили верующих повиноваться властям независимо от их отношения ко Христу. Во времена апостолов христиане были гонимы, но при этом Церковь просит своих членов не только повиноваться государственной власти, но и молиться за нее. В то же время если власть принуждает верующих к отступлению от Христа, Церковь в праве отказать государству в повиновении.
Принимая участие в межгосударственном, межрелигиозном диалоге, Церковь невольно вовлекается в различные политические процессы, происходящие на различных уровнях государственной жизни. При этом перед лицом политических разногласий Церковь проповедует мир и сотрудничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее собственного духовенства и мирян, за исключением таких убеждений, которые явно ведут к греховным действиям и противоречат христианству.
Церковь в целом не участвует в политической борьбе, как внутри государства, так и на международном уровне, более того духовенству Русской Православной Церкви запрещено принимать участие в деятельности политических партий или быть выбранными на государственные должности. При этом свое отношение к внутренним и международным политическим процессам Церковь выражает через официальные документы, принятые на церковных Соборах.
В области межрелигиозного диалога и международных отношений Церковь придерживается так называемого «золотого правила»: «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы люди поступали с вами».
Согласно учению Церкви, взаимоотношения между народами и представителями различных религий должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству. Понимая неизбежность международных споров и межрелигиозных противоречий в греховном мире, Русская Православная Церковь стремится разрешать любые конфликты путем поиска взаимоприемлемых решений.
Уважая мировоззренческий выбор нерелигиозных людей и их право влиять на общественные процессы, Церковь в то же время не может положительно воспринимать такое устроение мира, при котором в центр всего ставится помраченная грехом человеческая личность. Именно поэтому, неизменно сохраняя открытой возможность сотрудничества с людьми нерелигиозных убеждений, Русская Православная Церковь тем не менее стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений как на национальном, так и на международном уровне. Она добивается признания легитимности религиозного мировоззрения как основы для общественно значимых, числе государственных деяний и как существенного фактора, который должен влиять на изменение международного права и на деятельность международных организаций.
Завершая краткий обзор доктрины Русской Православной Церкви в области диалога с обществом и государством, в области межнационального и межрелигиозного диалога, хочу подчеркнуть, что в настоящее время Святейший Патриарх Кирилл, иерархи и духовенство Русской Православной Церкви предпринимают огромные усилия для работы в данных направлениях. Об этом красноречиво свидетельствуют ежедневные публикации официальных интернет-сайтов Русской Православной Церкви, из которых видно, что не проходит ни одного дня, чтобы не состоялось несколько важнейших встреч между иерархами и духовенством Церкви и представителями иных религий, российскими и иностранными государственными деятелями или представителями российских и иностранных общественных организаций.
И благодаря этому сегодня мы все являемся свидетелями тому, как постепенно, шаг за шагом, созревает благодатный плод этой титанической работы: русский народ, в прошлом отступивший от Бога, вновь возвращается в лоно Церкви, традиционные религии обретают в народе новую силу, Российское государство крепнет и твердо стоит на страже морали и семейных ценностей и год за годом вновь постепенно становится самодостаточной и уважаемой силой в современном мире.
Спасибо за внимание!”
Пресс-служба Русской духовной миссии